17 октября 2016
Некоторые убеждения о связи здоровья и питания кажутся нам бесспорными. Как, разве есть ежедневно горячее не обязательно для здоровья? Но во многих странах супы практически не едят… И обед из трех блюд – норма только для нас? Какие правила питания – не более чем спорные традиции и откуда они взялись, рассказывает диетолог Александра Ратушняк.
Во многих странах Европы и Америки постепенно выработались единые понятия о здоровом питании. Например, хотя многие в США злоупотребляют фастфудом, но понимают, что это – вредно. А вот отсутствие супов, ежедневные бутерброды или острые блюда в больничном меню – норма.
Нам может показаться, что на Западе меньше заботятся о своих желудках, ведь «постсоветских странах» совсем другие традиции. Причем люди, которые никогда не жили в СССР, все равно рискуют их перенять от родителей как нечто само собой разумеющееся. Некоторые советы, которые мы слышали с детства, просто не приходит в голову оспаривать. Так какие факты их подтверждают или опровергают?
Не хочешь располнеть? Считай съеденные калории. Надо сесть на диету? Попробуй употреблять не больше 500 ККА в сутки! Подобное пристальное внимание к калорийности еды – тоже родом из СССР.
80 лет назад питание рассматривали с точки зрения идеологии. Строители коммунизма не должны питаться ради удовлетворения вкусовых сосочков, еда – это энергия, которая будет потрачена на всеобщее благо. Не зря «Книга о вкусной и здоровой пище» 1939 г. гласит: «Правильное питание положительно сказывается на работоспособности человека». Впервые в мире кухней заведовали не повара, а врачи, ведь Институт питания был частью Наркомздрава (аналогу Минздрава). Больше не ориентировались на вкус, традиции или проверенное влияние блюд на организм. Рецепты вычисляли – калорийность, белки, жиры, углеводы. Проводилось множество разработок, сколько чего надо получать ежедневно в каждом возрасте и при той или иной профессии, а также – при определенных болезнях. Не вкусно? Это, знаете ли, не советский подход, главное – полезно.
Правда, акцент тогда был не на том, чтобы снизить калорийность, а наоборот, повысить ее наиболее дешевым образом. Именно потому в общепите подавали в стаканах сметану с сахаром в виде отдельного блюда, считалось полезным есть мясо два-три раза в день, а больных отпаивали куриным бульоном. С 50-х годов во все блюда массово добавлялся майонез. Сегодня в быту калорийность упоминают, наоборот, в негативном ключе. Многие считают: чем менее калорийная пища, тем здоровее. Но калорийность определяет далеко не все! И процесс не так прост: даже мысли влияют на калорийность пищи.
На Западе, кстати, были свои тренды в питании, причем не всегда здоровые – консервация, а позже замороженная еда и полуфабрикаты, а вот вычислять люди приучались витамины и микроэлементы, ориентироваться на омолаживающее меню. Уже в 30-е годы в рекламе консервированного шпината писали лишь об одном – высочайшем содержании в нем железа (позже это оказалось ошибкой). Поэтому наш взгляд на продукт – насколько он сытный, западный – насколько он «витаминный». А за последние 30 лет к этому добавилась новая мода – определять гликемический индекс (ГИ). Ведь энергия из пищи поступает не автоматически. Есть расходы энергии на пищеварение, есть разница в том, с какой скоростью поступает энергия из глюкозы (а это самый важный источник энергии). Жирная рыба и мясо высококалорийны, но имеют низкий ГИ. У черного шоколада он низкий, а у молочного – высокий. Калорийность и количество углеводов в 100 г ржаного хлеба и батона практически одинаковы, а вот ГИ в первом случае в два раза меньше, чем во втором. Ученые в наши дни доказали: считать только калорийность – не выход!
Этот миф вытекает из предыдущего: хлебом набирали почти половину ежедневной калорийности питания. Чтобы было сытно, каждое блюдо ели вприкуску с ломтем черного или белого. Это дешево и не противоречит традициям предков. Ведь у славян хлеб пекли в каждом доме. А вот в Европе в старину хлеб покупали у пекарей, поэтому он не выглядел общедоступным. На Западе хлеб – это тосты или основа для бутербродов, но есть его с другими блюдами не принято. Кстати, у «безобидного» хлеба ГИ выше, чем у мороженого. Хлеб и сладости: есть или не есть, нелегкий выбор современной женщины.
«Хлеб да каша – пища наша». Кстати, в большинстве стран нет и такого культа каш, которые есть у нас. Гречневую, пшенную, манную каши вообще не найти в европейских и американских супермаркетах. А жидкая молочная сладкая манка вообще «изобретена» ради откармливания детей: просто соединили самые калорийные элементы. А до того манная каша была лишь соленым круто заваренным блюдом, которое ели с яйцами, сыром.
Каши – возможно, полезная постсоветская традиция. Но вот каша как гарнир, с точки зрения диетологии, проигрышный вариант по сравнению с овощами. Исключение – рис. Каша не очень сочетается с мясом и рыбой по вкусовым качествам и замедляет их переваривание.
Остренькое-вкусненькое: за и против. Некоторые мои знакомые просто в шоке от питания в западных больницах. Там подается немало острых блюд: перченых, с карри. И это – не в угоду вкусам пациентов, а в медицинских целях. Особенно сильна подобная традиция в странах Скандинавии и США. Если больной не в гастроэнтерологическом отделении, где острые блюда, действительно, не уместны, тогда ему на пользу пойдет «перчинка», чтобы стимулировать иммунитет, выработку гормонов, дезинфицировать желудочно-кишечный тракт. «Разогреть кровь», как говорили в старину.
У нас же наиболее здоровой пищей считается пресная, а любители острого и горького якобы рискуют. Это – наследие советского диетолога Мануила Певзнера, который в 30 годы прошлого века разрабатывал каноны рационального питания. Он считал, что повара
потакают «капризным вкусам буржуазного потребителя, придавая блюдам оригинальный вкус, и с этой целью злоупотребляют всевозможными пряностями, приправами». Тогда наука не могла объяснить, чем полезны специи, поэтому в СССР их объявили вредным баловством.
На Западе типичный обед – это сэндвич и салат или йогурт и фрукт. Причем это здоровый вариант, в отличие от чипсов, фри и колы. Но откуда же взялась идея о том, что в обед надо съедать закуску, первое, второе с гарниром и десерт? Ведь у большинства людей нет потребности в таком объеме пищи.
Известный знаток кулинарии Вильям Похлебкин пишет, что при разработке в СССР рационального питания ориентировались на дореволюционное питание горожан. Три блюда – это все, что могли себе позволить те, кто не принадлежал к богатой среде, где ежедневно за обедом не менее… четырех перемен блюд. Правда, утром пили чай или кофе (простые люди – квас или молоко с хлебом), в конце дня – вечерний чай. Полновесного завтрака и ужина тогда не существовало, единственным полноценным питанием был обед. «Четыре блюда» - цифра не с потолка, а наследие еще из Средневековья, когда для богачей повара готовили много мясных продуктов, добытых на охоте или зарезанных. А хранить мясо было негде, поэтому следовало употребить побыстрее, но так чтобы не приелось. Отсюда на первое – суп на мясе, на второе – что-то, чтобы изменить вкусовые ощущения и «забыть» о мясном привкусе (например, рыба, паштеты из дичи, холодец, мозги). Третьим номером - отварное мясо (то самое, которое варилось в супе). И наконец – десерт. Если в зажиточных домах эти нюансы по-прежнему соблюдали, у мещан стали ориентироваться лишь на количество. Съесть не менее трех блюд за обед – такое же подражание богатым, как сегодня – носить поддельные или купленные в стоках брендовые вещи. В СССР оставили и количество, и сами блюда – первое, мясное, десерт.
Сельдь, кабачковая икра, салат из свежих овощей, тертая отварная свекла, отварное яйцо под майонезом… Зачем это все есть в самом начале обеда? И это пришло еще из дореволюционных правил, когда перед обедом обязательно выпивали рюмку спиртного «для аппетита» и закусывали ее. Алкоголь из рационального питания убрали, а маленькая порция закуски осталась. Кстати, есть большой выбор: закуски на 100 калорий. За рубежом закусывают именно крепкие напитки, а салаты едят как гарнир или основное блюдо.
Свежие овощи – конечно, полезны. Но, попав в организм, они быстро впитывают желудочный сок, поэтому белковые продукты, съеденные через время, будут плохо перевариваться.
Годы голода заставили считать советских людей горячее питание панацеей. Ведь те, кто согревали организм хоть каким-то супом и чаем, выживали в самые тяжелые времена. Суп с древних времен считался питанием бедного человека: вода и овощи. Общую калорийность обеда это повышало, при этом человек съедал меньше дорогого мяса и рыбы. Иногда суп делали на вареной колбасе, тогда выходило еще экономнее. Пользу супа объяснили с медицинских позиций, якобы он защищает желудочно-кишечный тракт. До сих пор диетологи делятся на тех, кто в это верит, и тех, кто утверждает: вываренные овощи и вытяжки из мяса, костей не несут пользы для организма. Есть разные слухи и мифы на тему пользы и вреда супа
Как бы там ни было, на Западе подобного опыта не было. Суп там почти не едят, не варят детям и удивляются фразе «без жидкого – гастрит заработать можно», ведь жидкость в их понимании – это напитки. Супы в Европе и США иногда заказывают в ресторанах, чаще это крем-супы.
Почему сок – это напиток, а жидкость с вываренными сухофруктами или пусть даже фруктами – десерт? Заимствовав трехблюдный обед, советский общепит, конечно, не мог «потянуть» те десерты, которые было принято готовить в начале XX века: крема, меренги, пудинги, суфле, маседуаны. Выбрали самое доступное: мороженое, кисель и компот. Если пломбир и эскимо начали выпускать в промышленных масштабах, то остальные блюда упростились до предела.
Кисель и компот относились изначально к так называемым «мокрым пирожным» - десертам, которые нельзя взять руками и которые подавали в креманках. Компот – с обилием фруктов, в том числе свежих, с мороженым, часто с крупой. Кисель – с крупами, миндалем, с маслом - густой десерт, который иногда резали ножом. А компот в том виде, в каком мы его знаем, - обычный напиток, который вовсе не обязательно пить во время обеда. Правда, это здоровые напитки для всей семьи.
Хочешь узнать больше - читай отзывы
← Вернуться на предыдущую страницу
У Києві нетверезий чоловік у формі поліції зі зброєю влаштував конфлікт у кафе: порушника затримали 28 ноября 2024
У Києві нетверезий чоловік у формі поліції зі зброєю влаштував конфлікт у кафе: порушника затримали. Фото і відео Він виявився неодноразово судимим киянином
Експерт розповів, що робити Україні, якщо не вдасться отримати ПРК THAAD 28 ноября 2024
Експерт розповів, що робити Україні, якщо не вдасться отримати ПРК THAAD
Samsung Galaxy S25 Ultra з'явився на фото та відео з оновленим дизайном 28 ноября 2024
Samsung Galaxy S25 Ultra з'явився на фото та відео з оновленим дизайном