Человек с голосом тысячи демонов, который заставил смеяться и плакать весь зал

3 января 2013

... Посчастливилось побывать на моноспектакле Константина Райкина "Своим голосом". Раньше много раз слышал о том, что Райкин - один из немногих актеров, которые умеют ВСЕ. Но наконец удалось убедиться самому.

Антураж сцены достаточно прост, чтобы не сказать - аскетичен. Черный фон, сцена, микрофон, как одинокая цапля посреди поля. В зале негде упасть яблоку. В воздухе ощущение праздника и предвкушения чуда.

Заиграла музыка Нино Рота из "Ночей Кабирии" и на сцену выпрыгнул, как чертик из табакерки, невысокий, коренастый человек. И как будто сразу миллионом огней осветился весь зал. Этот человек отменно некрасив. С лицом французского бульдога или Квазимодо - кому как больше нравится, - но с такой улыбкой, что невольно улыбаешься в ответ.

За две минуты человек абсолютно привычно и уверенно, с помощью обаяния и внутреннего света расположил к себе весь зал - от первого ряда до последнего. Следующие два с половиной часа зал дышал с человеком в унисон, смеялся, когда тот хотел, плакал - по одному мановению его руки. Руки Райкина - это тема отдельного разговора, они живут своей, совершенно отдельной жизнью, выписывая такие пируэты и узоры в воздухе, которые не снились ни примам Большого, ни лучшим дирижерам мира..

Райкин просто рассказывал о своей жизни. Своим голосом. О том, как судьба не дала ему избежать актерской участи. О своем отце-легенде. О своих занятиях легкой атлетикой - "первые 30 метров мне не было равных, а вот дальше боковым зрением замечал чью-то волосатую грудь на соседней дорожке.. эх, почему нет дистанций короче 100 метров!" О том, как залихватски поступал в Щуку, перемежая чтение стихов перед театральными мэтрами внезапными мизансценами из жизни животных - я думал, от хохота в зале обрушится потолок и рухнут стены! О детской и юношеской уверенности в себе, когда кажется, что ты способен изменить погоду и температуру за окном. И ты невольно верил - да, ему это под силу.

Каждая мысль, каждая фраза - это великолепный язык, образные сравнения, острый и отточенный юмор. Не для всех. Райкин - большой патриот России и часть его сердца навсегда останется в Ленинграде, бесспорно. Совершенно точно можно сказать, что он никуда отсюда не уедет. Его зритель - он здесь. Все, что он делает - предназначено только ему. Они говорят на одном языке, и по-другому быть просто не может.

А затем наступило время стихов. И просто великолепно образованного и влюбленного в свое дело Мастера заслонил Великий Актер. Райкин читал свои любимые стихи - разных авторов. И сетовал на страшную закономерность - искалеченные и несчастные судьбы величайших поэтов России. И очень точно подметил, что "Россия - некрофильская держава.. пока ты жив - тебя не замечают, а вот когда тебя нет, то государство точно знает, что с тобой делать".

Стихи были очень разными. От откровенно лиричных до самых пронзительных, и даже страшных.. Признаюсь, я не большой поклонник стихотворного творчества. Но я улетел далеко-далеко, ведомый Мастером - в далекие грезы, поэтические облака и дали.. Давид Самойлов, Николай Заболотный, Осип Мандельштам.. Константин очень тепло и к месту вспомнил Зиновия Гердта или, как для него, "дядю Зяму". И сказал, что Гердт - один из немногих, кто умел читать стихи так, что они сразу становились неотделимы от него самого, и невозможно было представить, что их написал не сам Гердт, а другой автор.

Воспоминаний было немало. Но все они были уместными и теплыми. Как, например, его впечатление от концерта Пугачевой, когда он был буквально «размазан» голосом, актерской игрой и харизмой Аллы Пугачевой. Причем все это говорилось с упоением, без малейшей зависти и фальши.  Кстати о голосе – самому Константину уж точно стесняться тут нечего. Голосовые данные Райкина – это тысяча демонов и ангелов одновременно. Когда надо – он выпускает всех демонов наружу, и кажется, что от его голоса реки поворачивают вспять и падают деревья. Но когда он читает нечто лирическое – демоны прячутся, выпархивают ангелы – и, кажется, что журчат ручейки и распускаются цветы. Невероятного дарования актер, что тут скажешь!

 

Райкин - тонкий знаток и фанат музыки. Тема музыки всплывала неоднократно. Вот, например, одно из стихотворений Давида Самойлова:
 
 Моцарт в легком опьяненье
 Шел домой.
 Было дивное волненье,
 День шальной.
 
 И глядел веселым оком
 На людей
 Композитор Моцарт Вольфганг
 Амадей.
 
 Вкруг него был листьев липы
 Легкий звон.
 'Тара-тара, тили-тики,-
 Думал он.-
 
 Да! Компания, напитки,
 Суета.
 Но зато дуэт для скрипки
 И альта'.
 
 Пусть берут его искусство
 Задарма.
 Сколько требуется чувства
 И ума!
 
 Композитор Моцарт Вольфганг,
 Он горазд,-
 Сколько требуется, столько
 И отдаст...
 
 Ox, и будет Амадею
 Дома влет.
 И на целую неделю -
 Черный лед.
 
 Ни словечка, ни улыбки.
 Немота.
 Но зато дуэт для скрипки
 И альта.
 
 Да! Расплачиваться надо
 На миру
 За веселье и отраду
 На пиру,
 
 За вино и за ошибки -
 Дочиста!
 Но зато дуэт для скрипки
 И альта!

 
Райкин очень чутко улавливал настроение зала, и не давал никому загрустить. К примеру, вот такое стихотворение Николая Рубцова:
 
 Мне лошадь встретилась в кустах.
 И вздрогнул я. А было поздно.
 В любой воде таился страх,
 В любом сарае сенокосном...
 Зачем она в такой глуши
 Явилась мне в такую пору?
 Мы были две живых души,
 Но неспособных к разговору.
 Мы были разных два лица,
 Хотя имели по два глаза.
 Мы жутко так, не до конца,
 Переглянулись по два раза.

 
…Тут Райкин сделал совершенно лошадиное лицо - и стало ясно, как именно надо переглядываться с лошадьми при неожиданной встрече в глуши..И Райкин продолжил:

 И я спешил — признаюсь вам —
 С одною мыслью к домочадцам:
 Что лучше разным существам
 В местах тревожных —
 не встречаться!

Или вот еще авторства Рубцова:
 
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой,-
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
 
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.
 
И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.
 
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.

Райкин читал прямо из головы, было видно, что он не идет по строго подготовленной программе. Еще говорил о переводах великих драматургов на русский язык. О том, что переводы Шекспира, сделанные Пастернаком - это совершенно отдельный и самостоятельный шедевр. В чем зал с ним соглашался полностью. А еще о том, что Лопе де Вега написал 498 пьес и имел кучу детей, в отличие от Островского, который писал каждый год строго по одной пьесе. В общем, видно, что человек живет и дышит Искусством – в самом высоком значении, и служит ему преданно и беззаветно.
 
Закончили, конечно же, Пушкиным – а как иначе? Перед последним стихотворением Райкин задорно и лукаво улыбнулся - стало ясно, что Котяра еще ТОТ! И выдал вот такое от Александра Сергеевича:
 
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами,
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы),-
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

..Два с половиной часа пролетели за одно мгновение, на одном дыхании.. Это была настоящая феерия, фейерверк и возвращение в сказку – все в одном. И зритель все понял и оценил - стоячие овации и крики "браво" не стихали долго-долго... В последний раз - фирменная щербатая, и такая мальчишеская улыбка (и ему 62!!!).. Снова Нино Рота.. Занавес..

Хочешь узнать больше - читай отзывы

segodnya.ua

← Вернуться на предыдущую страницу

Читайте также:

В Росії помітили ешелон з північнокорейською САУ 14 ноября 2024

Російська армія не використовує такий калібр, тому можна припустити, що КНДР надала РФ і персонал.

Рютте назвав три пріоритетні питання для НАТО 14 ноября 2024

Абсолютний пріоритет номер один – щоб Володимир Путін не переміг в Україні, зазначив генсек Альянсу.

Від зухвалої білявки до впевненої брюнетки: як змінювалася Анастасія Приходько 14 ноября 2024

Зараз імідж співачки Анастасії Приходько значно відрізняється від того, що був на початку її кар'єри

 

Вас могут заинтересовать эти отзывы

Оберация начинаю 0.3
Оберация начинаю

Отзывов: 1

Каталог отзывов





×

Выберите область поиска

  • Авто
  • Одяг / аксесуари
  • Роботодавці
  • Інше