12 марта 2015
Женщины стояли у истоков кинематографа и создали немало важных киноработ. Самые интересные ленты о женщинах могут снимать либо режиссеры-гомосексуалисты, либо сами женщины. Но когда речь заходит о дамах, отличившихся не в кадре, а за ним, на ум приходит лишь несколько имен, часто тех, которые прославились в первую очередь как актрисы. В oKino.ua решили исправить эту оплошность и выбрать десять женщин-режиссеров, сказавших свое веское слово в мире кино.
Кэтрин Бигелоу
Лучшие фильмы: "На гребне волны", "Повелитель бури", "Цель номер один"
Юность Бигелоу прошла в свободолюбивые 70-е среди сокурсников по институту искусств. Стать не художником, а кинематографистом ее убедил случайный разговор с Энди Уорхолом. От экспериментальных киноработ она перешла к зрительскому кино.
Интересно, что сюжеты и манера ее фильмов не дают ни малейшего повода предположить, что их сняла особа женского пола. Потому о Бигелоу и говорят, что в США только она умеет делать жесткое мужское кино.
В биографии Кэтрин есть любопытный факт — брак с поклонником сильных женских характеров Джеймсом Кэмероном. И спустя годы после расставания Бигелоу обставила его на премии "Оскар", став первой женщиной, получившей награду как кинорежиссер.
Агнешка Холланд
Лучшие фильмы: "Убить священника", "Европа, Европа", "В темноте"
В отличие от Романа Полански полька Агнешка Холланд никогда не разрывала связей с исторической родиной, успешно работая и в Европе, и в США.
Азы режиссуры она постигала, ассистируя Кшиштофу Занусси и Анджею Вайде. У них же научилась, как относиться в своем творчестве к тоталитарному режиму. С тех пор большинство ее фильмов пронизаны темой политики, лучшие ее картины — посвящены войне.
Холланд не струсила показать Вторую мировую глазами не героя-патриота, а человека, который хочет выжить любой ценой, независимо от того, к чему побуждает пропаганда.
Мэри Херрон
Лучшие фильмы: "Американский психопат", "Я стреляла в Энди Уорхола"
Все помнят, как шикарно Кристиан Бэйл сыграл менеджера-маньяка в экранизации Брэта Истона Эллиса "Американский психопат". И сложно представить, что режиссерские команды на съемках этого фильма отдавала невысокая канадка Мэри Херрон.
Она выросла в семье кинематографистов и театралов, но долго шла к режиссуре, начав карьеру как журналист. "Американский психопат" стал ее единственной лентой о герое-мужчине. Херрон не видит в этом никакого намерения или активного феминизма, считая, что снимать о женщинах просто интересней.
Кира Муратова
Лучшие фильмы: "Короткие встречи", "Увлеченья", "Настройщик"
Кира Георгиевна — одна из немногих женщин, которых признают не просто как режиссеров, но авторов. Ретроспектива ее работ на последнем кинофестивале в Роттердаме тому доказательство.
Режиссерское упрямство Муратовой проявилось еще во время учебы во ВГИКе. Тогда она шокировала мастера своего курса — Сергея Герасимова, заявив, что хочет не отражать реальность, а искажать ее.
Впоследствии уникальное муратовское видение мира наталкивалось на непонимание и запреты со стороны советской власти. Зато сегодня уже никто не оспорит, что Муратова — величина в киномире.
София Коппола
Лучшие фильмы: "Трудности перевода", "Где-то", "Элитное общество"
Коппола-младшая — самая узнаваемая и "звездная" женщина-режиссер современности, но она никогда не стала бы снимать фильмы, если бы ее актерские потуги в третьем "Крестном отце" не высмеяли критики.
Отказавшись от карьеры артистки, София пробовала себя как модель и дизайнер. Но в 28 лет гены взяли свое, и она дебютировала с полнометражной картиной "Девственницы-самоубийцы".
Хвалебные отзывы убедили девушку продолжить работать за камерой, и следующая киноработа Копполы сделала ее первой американской женщиной, номинированной на "Оскар" как режиссер.
Алис Ги
Лучшие фильмы: "Вильгельм Телль", "Фанфан-тюльпан"
То, что женщины-режиссеры появились сравнительно недавно, — заблуждение. Еще на заре кинематографа одним из самых успешных постановщиков по обе стороны океана была француженка Алис Ги.
Начиная секретарем в компании Gaumont, позже она стала одним из первых режиссеров художественного кино вообще и первой дамой в этой профессии в частности.
За почти тридцать лет карьеры Алис Ги сняла около тысячи фильмов, основала при помощи мужа киностудию, открыла путь в режиссеры и сценаристы другим женщинам.
Она проделала несколько важных экспериментов, например, снимала крупные планы и пускала пленку в обратном порядке. Несмотря на это, роль Алис Ги в развитии кино приуменьшали, приписывая ее достижения коллегам-мужчинам.
Аньес Варда
Лучшие фильмы: "Клео от 5 до 7", "Без крыши, вне закона"
Аньес Варда до сих пор называют "бабушкой" пресловутой "новой волны", хотя это неверно ни по ее возрасту, ни по творческим предпочтениям.
А все из-за ее кинодебюта — фильма "Пуэнт-Курт", который лет на пять опередил главные тенденции во французском кино середины прошлого века. Варда пришла в кино случайно.
Ее друг был смертельно болен и не мог посетить родной городок, а Аньес поехала сделать для него фотографии той местности и вдохновилась снять там картину. Помимо художественного кино, Варда успешно реализовала себя в документалистике и современном искусстве.
Лариса Шепитько
Лучшие фильмы: "Крылья", "Восхождение"
Яркая и трагичная фигура советского кино, Лариса Шепитько успела сделать всего четыре полнометражных фильма, не считая одной картины для телевидения. Окончив школу во Львове, Лариса поступила во ВГИК в мастерскую Довженко.
Самую знаковую свою ленту "Восхождение" Шепитько создавала в невыносимых условиях — при сильном морозе и сразу после тяжелой болезни. Режиссер просыпалась на пару часов раньше съемочной группы, чтобы привести себя в чувство, и потом работала весь день, не жалея сил.
Если бы жизнь Шепитько не оборвалась в 41 год в автокатастрофе, кто знает, возможно, лучшее авторское кино СССР ассоциировалось бы с ее именем так же, как и с именем Тарковского.
Джейн Кэмпион
Лучшие фильмы: "Пианино", "Портрет леди", "Яркая звезда"
Новозеландка Кэмпион вписала свое имя в историю кино, став первой женщиной, чей фильм получил главную награду Каннского кинофестиваля. Ее картины справедливо называют женскими в хорошем смысле этого слова: психологизм и чувственность без фальши принесли ей признание.
Как и ее коллега Кэтрин Бигелоу, Кэмпион планировала стать художником, однако почувствовала себя стесненной в рамках изобразительного искусства. Любопытно, что старшая сестра Джейн также кинорежиссер, но менее успешный.
Андреа Арнольд
Лучшие фильмы: "Аквариум", "Грозовой перевал"
Андреа Арнольд выросла без отца, в семье, где мать самостоятельно поднимала на ноги четырех детей. Уехав подростком в Лондон, Арнольд долго работала на ТВ, преимущественно в детско-юношеских программах.
Она отважилась заняться режиссурой, когда стала матерью. Первые короткометражные ленты Арнольд не остались незамеченными. Одна из таких ее работ получила "Оскар".
Первый серьезный успех пришел к почти шестидесятилетней Андреа, когда в основном конкурсе Канн участвовала ее драма "Аквариум" — о взрослении девочки из неблагополучной семьи.
Творческие заслуги Арнольд заметили и при британском королевском дворе, наградив режиссера званием офицера Ордена Британской империи.
Хочешь узнать больше - читай отзывы
kinoafisha.ua
← Вернуться на предыдущую страницу
У КМДА розповіли, скільки об'єктів культурної спадщини Києва було пошкоджено під час російської атаки 1 січня 10 января 2025
У КМДА розповіли, скільки об'єктів культурної спадщини Києва було пошкоджено під час російської атаки 1 січня. Фото Окупанти продовжують знищувати цивільну інфраструктуру столиці
Вибиті вікна та пошкоджений технічний поверх: наслідки падіння уламків дрону на багатоповерхівку в Києві 10 января 2025
Вибиті вікна та пошкоджений технічний поверх: наслідки падіння уламків дрону на багатоповерхівку в Києві. Фото та відео Окупанти продовжують наносити удари по цивільній інфраструктурі столиці
Вчені назвали неочікуваний продукт, який рятує серце практично від усіх захворювань 10 января 2025
Цей продукт стане незамінним помічником для поліпшення здоров'я серця і зниження ризику серцево-судинних захворювань.