22 ноября 2013
Сомали едва ли можно назвать гостеприимным государством — с 1990-х годов эту страну на востоке Африки то и дело мучают гражданские войны, выяснения отношений между местными самопровозглашенными лидерами, безуспешные попытки положить конец многочисленным и довольно бессмысленным конфликтам, пираты и бог знает что еще. Ежегодно туристические компании предупреждают своих клиентов о том, что ехать в Сомали, чтобы искупаться там в Индийском океане или посмотреть на местных коз, бродящих по руинам домов в Могадишо, очень рискованно. Но путешественники посмелее все-таки стремятся попасть в эту часть Африканского Рога, полную опасностей, а значит, и приключений.
Около 40 лет назад в Сомали было создано министерство туризма. В его задачи входило поддержание местных достопримечательностей в пригодном для их посещения и разглядывания виде, развитие горных и морских курортов, заповедников, мест для охоты и рыбалки, а также строительство гостиниц. Законодательство в области туризма тем не менее было разработано лишь в середине 1980-х годов, а уже через несколько лет после этого надобность в министерстве по понятной причине отпала.
Разумеется, большинство туристов из тех, кто любит побездельничать на пляжах, поесть каких-нибудь вкусностей, съездить на экскурсию в автобусе с кондиционером, сфотографироваться с верблюдом, — словом, даже если кто-то из них и мечтал когда-нибудь побывать в Сомали, то давно уже отказался от этой затеи. Кто поедет в страну, откуда массово бежало местное население, где кругом война, вооруженные люди, разруха и смерть?
Но, вообще-то, многие поехали. Несмотря на все опасности, связанные с пребыванием в Сомали, трещавшая по швам страна даже после начала войны продолжала (и продолжает до сих пор) принимать туристов — примерно по 500 человек в год. Зачем же едут туда туристы? Все, кто решаются на такого рода отпуск, отправляются туда в поисках ярких впечатлений, и прежде всего они хотят проверить себя и свои нервы, надеясь встретиться с настоящими пиратами и при этом остаться в живых (и, конечно, наделать кучу фоточек!).
Некоторые туристы заезжают на территорию Сомали через Эфиопию или Кению, предварительно познакомившись с теми, кто мог бы организовать им подобное путешествие (скажем, с сомалийцами, приехавшими к соседям за лучшей жизнью). Другие прикидываются фотографами или журналистами, ну а кто-то, как российский журналист Орхан Джемаль, связывается с послом страны в Москве.
Понятно, что в Сомали едут не ради пляжей. Путешественники хотят посмотреть, что оставили от столицы вооруженные конфликты и как живется тем, кто вынужден носить с собой оружие 24 часа в сутки. При этом уточним, что прибывают они в основном в Могадишо; на территории страны есть и другая столица — Харгейса, главный город непризнанной страны Сомалиленд (с Сомали они, разумеется, не состоят ни в каких отношениях и визы друг друга не признают).
Для таких искателей приключений даже существуют специальные туроператоры. Например, австралиец Кевин Поллард открыл в Швейцарии агентство, предлагающее клиентам путешествия в опасные и изолированные страны, в том числе Афганистан, Северную Корею и Сомали.
Пару лет назад фирма Полларда обещала отправить всякого желающего в турне по Сомали за 6500 евро. За эту сумму можно было не только поглазеть на разруху, но и пообщаться с задержанными пиратами. Сам Поллард в интервью журналу Geo рассказывал, что в основном эти ребята не так уж страшны — большинство из них были простыми рыбаками, но когда мусор с кораблей погубил в окрестных водах всех морских обитателей, которые обеспечивали их существование, им ничего не оставалось, кроме как взяться за оружие.
На пиратов, к слову, приглашало посмотреть и другое туристическое агентство. На своем сайте оно указывало, что обеспечит путешественников подходящим судном, которое доставит их из Кении к берегам Сомали (800 долларов за двухместную каюту в сутки), бутербродами, кофе, а также автоматами и снайперскими винтовками. Сафари с пиратами, безудержное веселье, напитки из мини-бара — что еще нужно туристу, возжелавшему острых ощущений.
На словах это, может быть, и напоминает рекламный проспект Луна-парка. На самом же деле так весело бывает не всегда, о чем свидетельствует опыт путешественников. Так, уже упомянутый Орхан Джемаль, приехавший в пиратский край в 2010 году, провел незабываемое время в тюрьме. Впрочем, по его собственному признанию, все-таки это была не какая-то там обычная тюрьма, а сомалийская — а значит, план на отпуск можно считать выполненным.
Вообще же, туристы очень любят эту атмосферу «эксклюзивности» и ощущение нервного, напряженного ожидания встречи с опасными исламистами или отчаянными морскими разбойникам. Поэтому они продолжают рваться туда, несмотря ни на что. Особенно теперь, когда туризм явно развивается в «диком» направлении.
Правда, в последний год, пока Сомали распадается, разлагается и пиратствует по-прежнему, параллельно с этими процессами происходит и своего рода возрождение (это стало возможным после того, как в стране было сформировано первое за годы войны правительство). В частности, недавно в Могадишо началась реконструкция аэропорта, и уже сейчас он обслуживает до 40 рейсов в день, тогда как еще в 2011 году количество рейсов еле дотягивало до четырех. Постепенно возобновляет работу в прежнем режиме и закрытое когда-то министерство туризма.
Сейчас в Могадишо царит все та же разруха, там легко встретить вооруженных людей и даже стать жертвой похищения, но одновременно можно увидеть заново отстроенное жилье, гостиницы и салоны красоты, познакомиться с приветливыми жителями столицы. Местные бизнесмены, многие из которых покинули страну еще в 1990-е, начали возвращаться и прочат Могадишо судьбу нью-йоркского Манхэттена — мол, еще понаедут к нам туристы из тех, что любят спать в уютных постелях, получать завтрак в номер и фотографироваться на фоне достопримечательностей (с солнышком на ладони).
Наверное, именно на фоне происходящих в этой африканской стране политических и экономических событий известие о туристе, прилетевшем в Могадишо из Канады, так взволновало новостные агентства. Они сообщили, что 41-летний Майк Спенсер Баун стал «первым туристом в Сомали за последние 22 года». Само собой, с этой формулировкой они перестарались, ведь все это время страна не прекращала принимать гостей, которые добирались до нее порой весьма странными способами. Но понять радость новостников (особенно местных) тоже можно: для того чтобы приехать в Могадишо, Бауну не пришлось подкупать чиновников (чтобы потом узнать, что это были не те чиновники, которых нужно подкупить), лететь на самолете, груженном катом (местный легкий наркотик), прятаться от вооруженных боевиков или вступать в конфликт с пиратами. Он просто взял билет до Могадишо и приземлился в отремонтированном аэропорту.
В общем, Сомали ждет вас — есть шанс увидеть пиратский край еще не облюбованным поклонниками фотографий с солнышком на ладони. Только прививку от малярии сделать не забудьте.
Хочешь узнать больше - читай отзывы
lenta.ru
← Вернуться на предыдущую страницу
Чарльз III запланував історичний візит до "Табору смерті" в Польщі: раніше туди приїжджала королева Камілла 15 января 2025
Чарльз III запланував історичний візит до "Табору смерті" в Польщі: раніше туди приїжджала королева Камілла Король стане першим британським монархом, який відвідає Освенцим
Кремль заявив про контакти "технічного рівня" зі США 14 января 2025
Між Вашингтоном і Московою існують певні канали контактів по лінії військових, і по дипломатичній лінії, зазначив Дмитро Пєсков.
Росіяни на Курщині знищили унікальну ППО з Північної Кореї - ЗМІ 14 января 2025
Аналітики зазначають, що система має такий незвичний вигляд, що російські військові подумали, що це західна техніка.