2 апреля 2017
Одним из важнейших археологических открытий 2016 года стало обнаружение самого древнего платья на земле (3482—3102 гг. до н. э). Впрочем, для нашего рассказа интересен не сам факт, а обстоятельства этой истории. Дело в том, что платье не было найдено в ходе прошлогодних экспедиционных работ. Более того: невзрачные ошметки попали в руки археологов, работавших в каком-то египетском захолустье еще в далеком 1913-м! И только в конце XX в. у реставраторов дошли руки до находки. А еще через пару десятков лет удалось сделать достоверное определение возраста ткани, из которой сшито платье. Кстати, для анализа отрезали кусочек весом всего 2,24 мг!
А теперь пусть читатель задумается над таким нюансом. Находка пережила две мировые войны, не сгорела в пожаре, не сгнила, ее не сожрали крысы и насекомые, не выбросили "за ненадобностью" невежественные революционеры или реформаторы... Почти век платье мирно хранилось в коллекции британского музея Питри! Одним словом, получился хороший информационный повод рассказать о научных коллекциях мира.
ОТ ПРИХОТИ БОГАЧЕЙ — ДО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ
Первые систематизированные собрания редкостей появились в Древнем мире: там места хранения таких коллекций назывались "музеумами".
В Средние века вещи, интересные для науки, собирали в храмах и монастырях — в монастырских аптеках, например.
В эпоху Возрождения, с XIV в., среди аристократов царила мода собирать произведения искусства, а заодно — и всякие природные редкости. Что уж говорить об эпохе Великих географических открытий, когда в Европу хлынули диковины со всего света… В Италии в XVI в. было не менее 250 собраний природно-исторических ценностей! Специализированные научные коллекции начали формироваться при университетах — так, профессор Болонского университета Улис Андрованди собрал 8 тыс. изображений флоры и фауны, гербарий из 7 тыс. засушенных видов растений и обширные коллекции образцов минералов и фруктов.
Во второй половине XVII в. приходит понимание, что для науки мало кунсткамер с заспиртованными уродцами. Нужны другие подходы. На первый план выходят не редкость предметов и их количество, а полнота описания и систематизация. В XVIII в. появляются первые музеи в современном понимании слова, а монархи тратят казенные деньги на покупку коллекций для них.
В Австрии Франц I приобретает флорентийскую коллекцию "натуралий", ставшую базой для современного Музея естественной истории в Вене, царь Петр I выкупает за 30 тыс. гульденов кабинет минералов гданьского аптекаря Иоганна Гогвальда и собрание природных редкостей голландского профессора Фредерика Рюйша. Первым же современным музеем считается Британский, основанный в 1753 г. Для него парламент приобрел библиотеку, геологические образцы, гербарий из 335 томов и зоологические препараты.
В 1793 было открыто одно из самых значимых учреждений мира — Музей естествознания в Париже.
На территории Украины первые музеи и научные коллекции формируются в начале XIX в.: 1807 г. — Музей природы при Харьковском университете, 1809-й — Зоологический при Киевском университете. Всего же до 1917 года было уже 35 музеев. При советской власти число музеев выросло еще больше: в 1950 г. их было 137, а в 1986 г. — 7924.
В XXI веке музейные коллекции стали причислять к национальному достоянию стран. В Украине первыми такого статуса удостоились зоологические фондовые коллекции Института зоологии, фонды и экспозиция Национального научно-природоведческого музея и научные фонды Государственного природоведческого музея НАН Украины во Львове.
КАК ХРАНЯТСЯ И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НАУЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
Читатель должен понимать: если мы говорим о научных коллекциях, то речь идет не только о том, что можно увидеть под стеклом витрин в экспозициях, открытых для посетителей. Для обычных посетителей выставляются самые эффектные либо важные в плане просвещения экспонаты. А все остальное доступно только для специалистов.
О ТЕРМИНАХ. Для начала разберемся, что такое "единица хранения". Таковой считается любой объект, имеющий этикетку со сведениями о месте и времени сбора, фамилией сборщика и в идеале — с научным определением. Применительно к биологии таковым может быть довольно широкий спектр объектов — от огромного чучела мамонта или бронтозавра, до микроскопического образца ДНК. Также понимание этого термина объясняет негодование ученых-археологов в адрес многих частных коллекций, собранных (а точнее — награбленных варварскими методами) "черными археологами". Без точного указания места находки и описания ситуации, в которой она была сделана, даже самые уникальные объекты почти полностью теряют свою ценность для науки.
СУПЕРКОЛЛЕКЦИИ. Известный музейный эксперт и популяризатор науки, профессор Ример Кнооп (Академия Рейнвард, Нидерланды) однажды заметил, что экспозиции представляют посетителям не более 2—4% того, что хранится в запасниках. Например, фонды киевского Национального научно-природоведческого музея НАН Украины насчитывают 2,5 млн единиц хранения. Постоянная коллекция Британского музея содержит более 13 млн экспонатов. Зоологический институт РАН владеет одной из крупнейших зоологических коллекций в мире — 60 млн единиц хранения. А Смитсоновский национальный музей естественной истории (США) — 126 млн экспонатов!
ПЕРСПЕКТИВЫ. История научных коллекций наглядно показала, что даже самый невзрачный объект есть смысл сохранять вечно — пусть даже это будет засохший сорняк или непонятная на первый взгляд тряпочка (она может оказаться тем самым древним в мире платьем, о котором мы говорили в начале статьи). Когда-то они пригодятся, ведь методы исследования не стоят на месте. Когда-то мы понятия не имели о радиоуглеродном анализе, позволяющем определить возраст объекта, или изучении ДНК. Тем более не очень представляем, как будут работать ученые ближайшего будущего.
Ведь только развитие молекулярных методов исследования привело к тому, что сейчас стал формироваться неслыханный и невозможный прежде тип музейной коллекции — собрание ДНК. А ведь уже полным ходом применяются методы молекулярного изучения не только живых объектов, но и использования для этих целей костного и даже ископаемого материала из существующих коллекций. Так что пускай все эти сотни миллионов "единиц хранения" дожидаются своего часа в идеальном порядке.
КУРЬЕЗЫ. В музейных собраниях встречаются самые неожиданные вещи. Так, в Центре биоразнообразия Naturalis (Нидерланды) есть несметное количество... шкурок кротов! Их собирал некий местный крестьянин в XIX в. А в Академии естественных наук при Университете им. Дрекселя (США) в сорокалитровой банке со спиртом хранится огромный осьминог с двухметровыми щупальцами.
ОТКРЫТЫЕ В ХРАНИЛИЩАХ
Музейные коллекции помогают делать открытия, не выезжая в джунгли или пустыни. Например, в Африке обитают сотни видов пернатых, но отправлять экспедицию ради каких-нибудь тамошних мухоловок очень дорого. Орнитологи из Техасского университета исследовали ДНК птиц Западной Африки из музейных коллекций. И открыли сразу три новых вида! Энтомолог Эндрю Уоррен, изучая насекомых в хранилище Флоридского музея, обратил внимание на бабочку, которая была темнее и крупнее сородичей. Уоррен провел исследования ДНК и открыл новый вид насекомого! Интересно, что обитает бабочка далеко от теплой Флориды — на Аляске.
Хочешь узнать больше - читай отзывы
← Вернуться на предыдущую страницу
Кабаре, любов до колишніх та гадання на Таро: як змінився шоумен Дмитро Коляденко 19 ноября 2024
Діма Коляденко - один із найхаризматичніших артистів. Однак зараз чоловік змінив своє амплуа та показав справжнє обличчя
Греція продовжила військові навчання для стримування танкерів РФ 19 ноября 2024
Тренування в Лаконійській затоці триватимуть до березня, аби запобігти обхідним шляхам для перевезення санкційних вантажів РФ.
Кім Чен Ин звернувся із закликом до військових КНДР 18 ноября 2024
Лідер Північної Кореї закликав збільшити чисельність бойових сил і примножити військово-політичну перевагу країни в регіоні.