18 октября 2013
В апреле этого года на сайте rbc.ua вышла статья "Мезим: чьему желудку хорошо с ним". Она содержит комментарий профессора-панкреатолога Натальи Губергриц о неэффективности этого препарата и о незаконном использовании её имени и ссылок на научные труды в рекламных материалах препарата. А в мае компания "Берлин-хеми АГ" обратилась в суд с требованием к Наталье Борисовне опровергнуть информацию относительно интеллектуального пиратства с их стороны, изложенной в публикации. Кроме того, компания хочет взыскать с профессора 500 тыс. грн. за моральный ущерб и запретить ей высказывать своё мнение относительно эффективности лекарственных средств под ТМ "Мезим".
Поджелудочную железу гастроэнтерологи часто называют чёрной пантерой. По форме она чем-то похожа на красивого затаившегося хищника, а если её "разозлить", разъярённый орган ответит сильнейшей болью. Профессор Наталья Губергриц специализируется на лечении хронического панкреатита - одного из самых тяжёлых заболеваний в гастроэнтерологии.
Наталья Борисовна показывает хрустальную пантеру, которую в Украине ежегодно вручают специалистам, внесшим значительный вклад в панкреатологию. Стены кабинета украшают портреты великих терапевтов Григория Захарьина, Матвея Мудрова и Александра Губергрица.
Всем нужны лучшие
Всё началось в 2005 году, когда сотрудник представительства "Берлин-Хеми" в Украине обратился к Наталье Губергриц с предложением давать позитивные отзывы о препарате "Мезим Форте". Другими словами - рекламировать его. Профессор отказалась.
Желание фармкомпании заручиться поддержкой известного панкреатолога понятно. Наталья Борисовна - заведующая кафедрой внутренней медицины Донецкого национального медуниверситета, которая носит имя А.Я. Губергрица, её деда, а также - президент Украинского Клуба панкреатологов - самого большого в Европе."Я создала его, чтобы повышать знания врачей в области диагностики и лечения поджелудочной железы", - говорит Наталья Борисовна.
Профессор Наталья Губергриц - с членами Европейской группы экспертов по диагностике и лечению хронического панкреатита, созданной Европейской гастроэнтерологической ассоциацией.
Она преподаёт на кафедре, ведёт приём пациентов. "Никогда не уходит, пока у кабинета есть больные", - рассказали мне пациенты, ожидающие консультации. Люди приезжают даже из других регионов страны, из стран СНГ.
Так что же с ним не так
Член Совета Международной Ассоциации панкреатологов и избранный президент Европейского Клуба панкреатологов на 2016 год, Наталья Губергриц, говорит о "Мезим Форте" с активностью липазы 3500 Ед: "Через мои руки прошло множество больных с хроническим панкреатитом, и я давно сделала вывод, что препарат неэффективен". Свою позицию она пояснила компании "Берлин-Хеми" и была уверена, что вопрос снят.
- Через несколько месяцев ко мне подошли врачи из отделения гастроэнтерологии нашей клиники и говорят: "Вы ведь отрицательно относитесь к Мезиму, а вот нам принесли рекламу, в которой вы его… хвалите. Удивление коллег было понятным, я консультирую больных, и они слышат мои рекомендации, - рассказывает профессор. - Но в рекламной листовке, расхваливающей препарат, стояла ссылка на моё имя.
Листовками представительство "Берлин-Хеми" в Украине не ограничилось, разместив аналогичную рекламу на корпоративных блокнотах и папках, которые раздавали врачам на медицинских конференциях, форумах и пр. Профессору стали звонить с вопросами коллеги не только из Донецка, но и других городов страны, ведь её мнение о Мезиме в медицинских кругах хорошо известно. Приходилось объяснять, что её позиция неизменна. Попыталась урезонить и производителей препарата.
- Я позвонила в компанию и высказала своё возмущение, потребовав убрать моё имя с рекламы. И получила обещание, что это будет сделано, - говорит Наталья Борисовна.
Но обещание не было выполнено.
- По сути, из меня публично сделали сторонницу препарата Мезим! - восклицает она.
Впервые в жизни профессор, которая помогает людям в борьбе с тяжёлыми недугами, столкнулась с тем, против чего не пропишешь капельницы или голодание (как при остром панкреатите) - вседозволенностью.
- Моё имя и репутация очень важны для меня. Я - представитель династии врачей, которые всегда брали на себя колоссальную ответственность, - говорит Наталья Борисовна.
Профессора Губергриц представляют как члена Совета Международной Ассоциации панкреатологов на открытии конгресса Международной Ассоциации панкреатологов в г. Фукуока, Япония, 2010 г.
Она - доктор в пятом поколении, но особым примером для подражания считает дедушку Александра Яковлевича.
- Дед и сейчас является для меня идеалом человека, интеллигента, врача и профессора, - признаёт она.
Наталья Борисовна обратилась к патентному поверенному, защищающему авторские права:
- Был суд, который установил факт нарушения моих прав, но отказал в удовлетворении иска к представительству "Берлин-Хеми", поскольку оно не является юридическим лицом в Украине.
Профессор посылала письма о нарушении её прав в Германию, в "Берлин-Хеми", но ответа не дождалась.
Очевидный факт, доказанный в прошлом веке
Препарат "Мезим Форте" не зарегистрирован ни в одной стране Евросоюза, исключая Латвию. Не зарегистрирован он в Беларуси.
- Я не скрываю своего мнения о том, что "Мезим Форте" неэффективен, и не хочу, чтобы украинским пациентам морочили голову рекламой. Считаю этот препарат не годящимся для лечения больных, - говорит Наталья Губергриц.
И её не убеждает тот факт, что он зарегистрирован на постсоветском пространстве. Препарат должен пройти исследования в клиниках разных стран, что и позволит объективно судить о его эффективности. Что касается "Мезима 3500", то ни одного доказательного исследования в Европе при тщательном поиске профессор Губергриц не нашла.
Профессор рассказала, что в 1992 году с диагнозом "Хронический панкреатит с тяжелой панкреатической недостаточностью" слёг её студент (сейчас он работает врачом в Славянске). Компоненты пищи при этом заболевании не могут нормально расщепляться и всасываться, человек оказывается в положении своеобразного голодания.
- Дима принимал по сорок таблеток "Мезима" в день (в то время на рынке был только он), и толку не было никакого. Он умирал. Спасло то, что из России стали передавать другой - современный препарат, затем он появился и в Украине, - рассказывает профессор. И добавляет: - Грош мне цена будет, если я, президент украинского Клуба панкреатологов, буду об этом молчать!
В чём же дело? Профессор объяснила, что таблетки, в которых содержатся пищеварительные ферменты, должны быть защищены от воздействия кислоты в желудке человека. Иначе они теряют свои целебные свойства.
- Это было понято специалистами ещё в 1900 году, - отмечает Наталья Борисовна.- И такой оболочки у таблеток "Мезима Форте" нет!"
Иными словами, профессор лишь говорит об очевидном факте, который доказан более ста лет назад.
Мнение под сомнением
Компания "Берлин-хеми" просит суд запретить профессору Губергриц высказывать своё мнение относительно эффективности лекарственных средств под ТМ "Мезим".
Ирина Розанова.
Чтобы узнать больше, читай отзывы
← Вернуться на предыдущую страницу
Ассія Ахат наробила фото на тлі не менш скромного Mercedes-Benz GLE 15 января 2025
Скрипалька і співачка Ассія Ахат посвітила засмаглим животиком і бюстом.
Китайці вперше підняли у повітря 1,2-тонний безпілотник на рідкому водні 15 января 2025
Китайці вперше підняли у повітря 1,2-тонний безпілотник на рідкому водні
Розмова по телефону за кермом: чим це загрожує водіям у 2025 році 15 января 2025
Розмова по телефону за кермом: чим це загрожує водіям у 2025 році