5 октября 2013
Известный американский хирург Берни С. Сигел поставил себе целью разобраться: что помогает человеку выжить, когда врач отводит ему недолгий срок жизни (в США принято сообщать об этом больному)
Сигел проанализировал сотни писем, полученных от пациентов, живущих полноценной, активной жизнью, несмотря на клинически и лабораторно достоверные диагнозы неизлечимых болезней, рак, множественный склероз, даже документально подтвержденный случай СПИДа. Он назвал таких людей «исключительными пациентами».
Сигел организовал для таких исключительных пациентов группы психотерапии, в которых использовал методики, разработанные супругами Карлом и Стефани Саймонтона-ми (он — онколог, она — психотерапевт). Результаты превзошли все ожидания. Из 159 больных с предполагаемым сроком жизни до года 19% выздоровели, у 22% произошла ремиссия (стойкое улучшение), остальные прожили вдвое больше предскат занного врачами срока и, главное, качество их жизни резко улучшилось.
Прежде всего доктор Сигел изменил стиль поведения с больными. Он установил с ними тесный эмоциональный контакт. Пациенты называют его по имени. Беседуя, он обычно держит больного за руку. Он даже обрил голову наголо, чтобы быть на равных с теми, у кого после химиотерапии выпали все волосы. Он настраивает больного на операцию и помогает ему прийти в себя после нее. А стоя за операционным столом, разговаривает с тем, кого оперирует, хотя тот находится под общим наркозом (согласно последним исследованиям, слова, произносимые хирургом, доходят до сознания оперируемого человека). Его подопечные на операционном столе засыпают и просыпаются под музыку, которую они заранее вместе подбирали. По этому поводу Сигел вспоминает забавный случай. Пациент, просыпаясь под музыку арфы после операции, засмеялся: «Доктор, хорошо, что я слышал эту же музыку до операции! Иначе я решил бы, что нахожусь в раю».
Доктор Сигел рассказывает, что во время операции пациент физически реагирует на внушение: в ответ на успокоительные и подбадривающие слова у него часто снижается частота сердцебиения, уменьшается кровотечение.
Все это приводит к тому, что пациенты после операции значительно лучше себя чувствуют и быстрее выздоравливают. А ведь эти простые и эффективные психотерапевтические методы не требуют никаких дополнительных капиталовложений. Необходимы только искреннее чувство сострадания к больным и желание им помочь!
Один хирург из Калифорнийского университета гипнотизировал пациентов до операции, внушая им, что кровь должна уходить из рабочей зоны. В результате кровопотери уменьшились вдвое. Некоторые хирурги проводят сеансы гипнотерапии, когда больной уже находится под общим наркозом, чтобы предотвратить осложнения. В результате этих внушений ни одному из испытуемых после операции не понадобился катетер, хотя обычно в таких случаях он бывает необходим.
Надежда на благоприятный исход операции значительно возрастает вследствие доверия пациента своему врачу и уверенности в том, что ему обязательно помогут. Многое в дальнейшей судьбе больного зависит от того, насколько человечные и эмоциональные отношения сложились между ним и врачом до операции. Исследования в Гарвардском университете показали, что, если анестезиолог вечером накануне операции приходил к пациенту, подбадривал его и подробно объяснял, что и как будет делать, тому хватало вдвое меньшей дозы наркоза. А ведь наркоз далеко не безвреден для организма.
Доктор Сигел исходит из известного натуропатического постулата: «нет неизлечимых болезней, есть неизлечимые пациенты» и видит свою задачу в том, чтобы научить человека сопротивляться болезни. Дело не только в том, считает Сигел, чтобы активизировать иммунную систему, укреплять защитные силы организма для борьбы с болезнью. Необходимо переоценить свою жизнь, свои отношения с близкими. Врач должен научить пациента рассматривать болезнь как вызов судьбы и научить его мужественно противостоять этому вызову.
Норман Казинс в книге «Анатомия болезни с точки зрения пациента» рассказывал, как, еще будучи ребенком, понял, насколько важно состояние духа пациента. «Когда мне было 10 лет, — писал он, — я попал в туберкулезный санаторий… Самое интересное — это то, как пациенты, попадавшие в санаторий, мгновенно разделялись на две группы: на тех, которые были уверены, что победят болезнь и вернутся к нормальной жизни, и тех, которые обрекли себя на длительную и безнадежную болезнь. Я относился к группе ребят, настроенных оптимистически, — мы быстро сдружились, активно участвовали во всяких проделках, все время играли и веселились и при этом мало общались с ребятами, которые ждали худшего. Когда в санатории появлялись новенькие, мы старались вербовать их в наши бодрые ряды, пока за работу не приня- лась команда нытиков… На меня произвел сильное впечатление тот факт, что процент ребят, которых выписывали из санатория с диагнозом „здоров“, в группе оптимистов был гораздо выше. Уже тогда, десятилетним мальчишкой, я понял значение психики для противостояния болезни. Надо надеяться на лучшее, — вот урок, который я запомнил на всю жизнь, и он потом очень мне пригодился. С этих же пор я стал ценить жизнь».
Доктор Джером Д. Франк из медицинского колледжа университета Джона Гопкинса считает, что лечение любой болезни, при котором не врачуется дух, грубо и неполноценно. Он привел данные исследования, проведенного в Великобритании по поводу лечения инфаркта. Согласно этим данным, количество пациентов, вылечившимся в реанимационном отделении больницы, в среднем не превышало количество тех, кто выздоровел в домашних условиях. По мнению доктора Франка, эмоциональное напряжение человека, в критический момент жизни окруженного техническими новинками, а не живыми сочувствующими людьми, сводит на нет любое теоретически допустимое преимущество медицинского электронного оборудования. Далее доктор Франк упомянул о 176 онкологических больных, у которых наступила ремиссия, хотя им не делали ни хирургических операций, ни облучения, ни химиотерапии. Он пришел к выводу, что искренняя вера пациентов в свое выздоровление, подкрепленная глубоким убеждением в этом их врачей, — мощный фактор, способствующий ремиссии.
К успеху в лечении приводит «боевой дух» пациентов, а не стоическое смирение. Лондонские исследования под руководством доктора Кейт Петингел показали, что 75% раковых больных, активно борющихся с болезнью, жили в среднем на 10 лет больше, чем им предрекали.
Медицина редко изучает отношение пациентов к жизни, а именно это в значительной степени определяет исход серьезной болезни. На одном полюсе — те, для кого перенести операцию проще, чем изменить свой образ жизни, а на другом — исключительные пациенты, отказывающиеся верить в поражение. Они ведут борьбу с болезнью до конца и своей жизнью доказывают, что психика может эффективно влиять на состояние внутренних органов (соматику). Научные исследования и каждодневная клиническая практика подтверждают, что психика изменяет соматику через центральную нервную систему, через иммунную и эндокринную системы. Умиротворенное состояние психики посылает организму сигнал жизни, а депрессия, страх и неразрешимые конфликты — сигнал смерти.
Исключительные пациенты не боятся бросить вызов судьбе. Они готовы рискнуть ради победы. Они умеют радоваться любому проявлению жизни здесь и сейчас и любят радовать других. Они не боятся будущего. Они знают, что ощущать счастье может даже тяжело больной человек, потому что счастье — это результат внутренней работы. Исключительные пациенты не боятся узнать всю правду о своей болезни. Они готовы изменить свой жизненный уклад. Они хотят видеть во врачах учителей, советчиков. Исключительным пациентом может стать тот, кто не раздумывая ответит утвердительно на вопрос, хочет ли он жить до 100 лет.
Хочешь узнать больше - читай отзывы
neboley.com.ua
← Вернуться на предыдущую страницу
Анатоліч пройшовся по Волошину та інших втікачах, які вчать українців жити 11 января 2025
"Всі, хто сидять за кордоном, мають завалити їб*чку": Анатоліч пройшовся по Волошину та інших втікачах, які вчать українців жити Шоумен не стримував емоцій
Ледь не вбив гостя свого сусіда та втік в інший регіон: поліцейські Києва затримали іноземця 11 января 2025
Ледь не вбив гостя свого сусіда та втік в інший регіон: поліцейські Києва затримали іноземця. Фото Підозрюваному загрожує до восьми років позбавлення волі
Кориця як засіб для схуднення: міф чи реальність 11 января 2025
Кориця — пряність, яку використовують у різних кухнях як ароматизатор.