22 сентября 2012
В течение этой недели в Киевской городской клинической психоневрологической больнице №1, которую в народе называют Павловкой, проходит особый фестиваль – на нем свои творческие способности и достижения демонстрируют пациенты клиники.
О масштабах фестиваля, проблемах и достижениях Павловки, а также мифах касательно психиатрии в интервью "Обозревателю" рассказал главврач больницы Вячеслав Мишиев.
- Вячеслав Данилович, можно утверждать, что с приходом осени и осенней депрессии психически больных людей становится больше?
-Трудно сказать. Возможно, у людей просто энергетика иссякает после весны, после лета бурного. Но я тоже не преувеличивал бы эту точку зрения. Депрессиями болеют и летом, и осенью, и зимой - когда угодно. А так чтобы стояли в очереди с флагами "Спасите депрессивного больного" - такого нет. Хотя тенденция есть, безусловно.
- Этими днями вы второй раз проводите в Павловке фестиваль альтернативного искусства, в котором участвуют пациенты клиники. Что хотите с помощью фестиваля открыть обществу?
- Хотим мы того или не хотим – есть предубеждения, есть особое отношение общества к психиатрии. Сегодня у нас нет потаенности, чего-либо, что мы бы хотели скрыть. И этим фестивалем мы демонстрируем единение с пациентами и с обществом.
- Насколько масштабным является фестиваль?
- В прошлом году фестиваль объединил 1200 людей с особыми потребностями, а
сейчас участие в фестивале принимают представители художественных коллективов с 13 регионов. В разы фестиваль расширил и количество участников, и географию, и творчество. Он получился красивый, радостный, светлый.
- Такой фестиваль – безусловно, достижение. А чем еще гордится Павловка?
- Во-первых, мы реконструировали корпус, который лежал в руинах на протяжении более 15 лет. Этот корпус 1912 года. Можно себе представить: архитектура помпезная, добротная, крепкая. Мы восстановили здание в первоначальном виде и открыли там два небольших отделения: на 25 и 30 коек – мужское и женское для лечения больных впервые заболевших.
На это ушло 2,6 млн. грн. И теперь корпус №5 – это наша гордость. По оснащенности, по материальной базе, по тому труду, который мы туда вложили – я считаю, что это лучшее отделение в Украине.
Второе – наконец-то мы решили проблему пищеблока. Наши пациенты - это, по сути, небольшая армия. Было 1600 коек, с 1 января мы сократили до 1500 коек.
- В связи с чем сократилось количество коек в больнице?
-Сейчас наблюдается позитивная динамика. Меняется общество, меняется эффективность терапии. Сегодня появляются возможности ухода: частные лечебницы, санатории, возможность присматривать за больным на дому.
К тому же лечение становится значительно эффективнее. Наши пациенты сейчас более короткий срок лечатся. Если раньше лечились по полгода и больше, сейчас 1,5-2 месяца.
- Вы говорили о проблеме с пищеблоком. Что было не так?
- На старом пищеблоке из пяти-шести котлов работало три - и они периодически ломались. Это была серьезнейшая головная боль. Но нам выделили деньги - и мы сделали ремонт, поставили лучшее оборудование, как говорят гости, которые приходят сюда и знают ситуацию, лучшее на Подоле после "Фармако". Но это частная организация, мощная, нам с ними не тягаться. Считаю это нашим вторым завоеванием.
- Есть и третье?
- Третье наше завоевание – это диагностическая аппаратура. В психиатрии всегда была основой клиническая беседа. Мы работали так: мои знания в ответ на то, что я вижу. Поэтому рождалась идея о субъективизме, о предвзятости. Мы всегда были плохо оснащены, слабы в отношении диагностической аппаратуры. В этом году с помощью Кабмина и КГГА мы установили класснейшее, лучшее на сегодня диагностическое оборудование. Это магнитно-резонансный томограф, компьютерный томограф и цифровой флюорограф.
Это аппаратура добротная, высокого качества. Она позволяет разглядеть сосудистые изменения в голове, геморрагические нарушения, возрастные изменения рассмотреть, соматическую патологию при необходимости обнаружить. Я уже не говорю о цифровом флюорографе - это цифры, это совершенно новое слово в диагностической технике. Это не аналоговые пленки, где ничего не видно, все размыто.
Цифра нам позволяет рассмотреть и переломы, и нарушения и так далее. Мы этим гордимся, осваиваем, работаем. Пика технического обеспечения пока не достигли – но стремимся к этому. По оснащению – а я знаю, что говорю – мы лучшая больница в украинском психиатрическом пространстве. Такого оснащения, такого набора аппаратуры нет ни в одной психиатрической больнице Украины.
- А частная благотворительность имеет место?
-Да, люди помогают. Часть лабораторного оборудования мы закупили за благотворительные средства. Оказывается, можно донести до любого человека, что люди с психическими расстройствами – такие же полноправные члены общества и требуют внимания и помощи. Так что – да, частные лица кое-что закупают, помогают – за что им большое спасибо. Имена называть не буду, потому что это будет не корректно.
- Складывается впечатление, что сейчас в больнице все хорошо. Неужели нет проблем?
- Проблем хватает. Территория большая – около 17 гектаров. Вся канализация, водопровод проложены лет 30-40 назад – коммуникации уже устарели. К тому же больница находится на холмах: играют грунты, поверхности меняются – и рвутся коммуникации. Сами здания тоже старые. Около 35-40 зданий, из которых семь построены в 19 веке, а три – в начале 20. Но мы просим о дополнительном финансировании, иногда его получаем. Поэтому надеемся, что постепенно и эти проблемы будут решены.
- Насколько финансируются ваши потребности сейчас?
- Что касается зарплат, медикаментов, питания – то они финансируются неплохо. Зарплаты – 100%, медикаменты и питание – где-то на 70%.
- А ремонты?
- На ремонты мы получаем целевые деньги. Я думаю, это правильно - делать все и сразу. Иначе результатов не будет видно. Там кусок залатал, там кусок залатал… А так в одном году сделали одно большое дело – в следующем году приступили к другому.
- Сколько зданий находится в критическом состоянии – которые нужно срочно ремонтировать?
- В критическом – один корпус точно, двухэтажный, там находятся два отделения. Остальные не критичные, но требующие внимания.
- Можете выделить тенденции, которые сейчас наблюдаются относительно нервно-психических заболеваний?
- Я сторонник взгляда, что распространенность нервно-психических заболеваний является некой константой. Не могу сказать, что все, караул, уровень заболеваемости растет! Это экстремисты от психиатрии такое заявляют. Я не разделяю такую точку зрения и готов это доказывать. Это некая константа. Из общего числа населения около 1% болеет шизофренией, еще 1% - эпилепсией, 3-5% страдают аффективными расстройствами.
- Представители каких профессий чаще всего становятся вашими пациентами?
-Этот вопрос из тех, которые отображают любопытство общества к психиатрии. Я бы не выделял отдельные профессии. Некоторые тенденции есть, но строить на них теорию я бы не стал.
- Есть ли в вашей практике случаи, когда достижения ваших бывших пациентов вас впечатлили?
-Есть. Иногда бывают поразительные случаи, когда пациент вначале демонстрировал серьезное заболевание и отсутствие перспектив на выздоровление, а после лечения – исчезал из поля зрения. И это хорошо, ведь если пациент теряет врача – значит, он выздоровел.
- Часто говорят, что психиатры могут из здорового человека сделать нездорового…
- Это полный абсурд. Ни один врач не работает изолировано, врач окружен коллегами, десятками других специалистов. Во-вторых, есть этапность: один врач начинает лечение, потом передает пациента другому специалисту – это если мы говорим о вещах, которые предполагают ограничение гражданских свобод. Кроме того, врач – это же не Джек-потрошитель. Он никогда не пойдет на то, чтобы за какие-то коврижки пойти на сделку с совестью и сделать здорового человека больным.
- Что еще возмущает главврача психиатрической клиники?
- Сегодня члены общества считают, что они вправе, они могут, они обязаны вмешиваться в работу психиатра. Никому не придет в голову прийти к ЛОР-врачу, пожаловаться на гланды и при этом говорить: "Вы не тем наконечником полезли!", "А почему сначала эта процедура, а потом эта? Надо наоборот!". Это нонсенс. Вас сразу расценят, как неадекватного. А в психиатрии это норма. К нам приходят и говорят: "Что вы делаете? Это здоровый человек! Как вы могли?". Но ведь врачу виднее.
Хочешь узнать больше - читай отзывы
kiyany.obozrevatel.com
← Вернуться на предыдущую страницу
Meta почне оцінювати співробітників за їхніми навичками роботи з ШІ 16 ноября 2025
Компанія Meta планує з 2026 року зробити одним із ключових критеріїв при оцінці ефективності співробітників навичку роботи з штучним інтелектом (ШІ). Про це повідомила голова відділу з роботи з персоналом компанії Джанель Гейл у службовій записці, з якою ознайомилося видання Business Insider.
США схвалили продаж Німеччині ракет на мільярди доларів 16 ноября 2025
Ракети планується розгорнути на сучасних бойових кораблях класу F127, оснащених системою Aegis.
Сонячна система мчить по Всесвіту майже в чотири рази швидше, ніж вважалося 16 ноября 2025
Ще в 1969 році було виявлено, що Сонячна система рухається в бік сузір'я Лева. На це вказував ефект Доплера — там було трохи тепліше, ніж у зворотному напрямку. Стандартна космологічна модель ΛCDM припускає, що швидкість руху Сонячної системи становить приблизно 370 км/с. Нові спостереження показали, що це число може бути помилковим, і наша система мчить по Всесвіту зі швидкістю близько 1,3 млн км/с, або в 3,67 рази швидше.