Страны-призраки. Как рождались новые республики после распада Югославии

15 марта 2016

В середине марта 2001 года на холмах у македонского города Тетово прошёл импровизированный митинг. На нём присутствовало примерно полсотни местных жителей и 300 солдат Армии национального освобождения Македонии.

На митинге выступал только один оратор – глава этой армии Ахмед Али. В своей речи он обещал, что только теперь албанские народы встают с колен на Балканах и вскоре смогут сформировать Великую Албанию, куда войдёт территория Косово, Македонии и часть Сербии.

После того митинга местное население быстро разошлось по домам, опасаясь новых обстрелов. А бойцы Армии национального освобождения Македонии отправились на штурм Тетово, которое контролировало дорогу на юг страны, а значит, должно было обеспечить удобный плацдарм для дальнейшего продвижения.

Но албанские добровольцы, которых неофициально поддерживали в Косово и в Тиране, не смогли захватить город. Вскоре туда прибыли вертолёты македонской армии, закупленные в Украине, и ситуация стала совсем не в пользу повстанцев. Поэтому Ахмед Али быстро переместился в Косово и начал говорить, что правительство этого края, занимавшееся разделом должностей, бросило повстанцев на произвол судьбы.

Эксперты же считают, что в тот период, сразу после войны за независимость края, властям недавно образованного Косово необходимо было отправить большое количество населения с оружием куда-нибудь, чтобы они не устроили в Косово вооружённый переворот. Так была придумана Республика Тетово и Куманово, которая никогда не появилась на политической карте мира.

А её непризнанный лидер спокойно участвовал в подписании Охридского соглашения, по которому албанцы в Македонии получали расширенную автономию, но отказывались от борьбы за независимость. Ахмед Али сформировал свою социально-демократическую партию и вошёл в правящую коалицию Косова. Он и сейчас продолжает исполнять обязанности депутата местного парламента.

Его судьба стала достаточно показательной для Балканского полуострова рубежа XX-XXI веков.

«Тогда бывшая Югославия кипела, и там постоянно образовывались новые страны, которые существовали максимум несколько лет, если не месяцев. А значительная часть их лидеров закончила свои дни в международном трибунале», - говорит Маргарет МакМиллан, профессор истории из Оксфорда.

Эти государства требовались в основном Сербии, чтобы удержать территории бывших союзных республик, а потому были нежизнеспособны с самого начала

По её мнению, эти государства требовались в основном Сербии, чтобы удержать территории бывших союзных республик, а потому были нежизнеспособны с самого начала.

Их лидеры в основном назначались из Белграда и выполняли все его приказы. Даже если дело доходило до обстрелов мирных городов или прямого геноцида.

Сразу после того, как в Хорватии решили в 1990 году провозгласить независимость от Югославии, в Сербии начали думать, каким образом сохранить в своём составе или, как минимум, под своим контролем части этой страны, населённой этническими сербами. Лидер Сербии Слободан Милошевич выдвинул идею создания независимых республик, которые подписали бы союзный договор с Белградом и оторвали бы территорию от Хорватии.

Почти сразу была создана Республика Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема со столицей в городе Вуковар. На этой территории более 70% населения составляли сербы. Однако в Загребе заявили, что не признают этого государства и будут защищать свою землю. Хотя к тому времени в непризнанной республике утвердили флаг и активно собирались печатать деньги.

Рядом с ней были образованны ещё две сербские области, которые также говорили о полной независимости от Хорватии. В Загребе на это отреагировали сбором отрядов самообороны и отправкой их к границам непризнанных республик.

Там начались гонения хорватского населения и этнические чистки. По данным Международного комитета Красного креста, до 1992 года регион покинуло более 250 тыс. хорватов. Лидеры трёх независимых анклавов объединились в Республику Сербскую Краину (РСК), которая контролировалась из Белграда. После её провозглашения проводилась политика выселения и репрессий против несербского населения.

Почти сразу Хорватия начала наступление на позиции сербов. Белград официально не вмешивался в ситуацию, но постоянно говорил, что направляет военных советников и добровольцев в Краину. К 1992 году, когда стороны согласились ввести в регион миротворцев, там уже погибло более 20 тыс. человек.

«Голубые каски» только временно могли стабилизировать ситуацию. В 1995 году президент Краины Милан Мартич опять начал репрессии против хорватов, на что Загреб ответил массированной операцией Буря. В ходе операции была оккупирована большая часть Сербской Краины. Пытаясь остановить продвижение войск, Мартич отдал приказ обстрелять ракетами Загреб. В результате погибло 19 человек.

К 1996 году вся территория Сербской Краины была захвачена Хорватией. Только небольшая часть Восточной Славонии до 1998 года находилась под управлением ООН и потом перешла под юрисдикцию Хорватии. При этом в ходе операции Буря погибло много мирных жителей, а более 70 тыс. сербов покинули регион.

Главы непризнанной Сербской Краины довольно долго комфортно себя чувствовали на территории Сербии, куда бежали от хорватов. «Но в 2000 году президентом стал Воислав Коштуница, который начал выдавать их международному трибуналу в Гааге», - говорит Майкл Бойл из  La Salle University.

В 2002 году арестовали Мартича, позже его признали виновным в военных преступлениях и осудили на 35 лет тюрьмы. Сейчас он отбывает заключение в эстонском городе Тарту.

Другой партийный деятель РСК Горан Хаджич находился в розыске до 2006 года. Интерпол даже назначил за его поимку награду в размере 5 млн евро. После его ареста начался суд, но вскоре у Хаджича диагностировали рак и ему позволили вернуться и лечиться Сербии под надзором.

Наконец, третий лидер Республики Сербская Краина Милан Бабич также был арестован и предстал перед трибуналом. Он признал свою вину в совершении военных преступлений и получил 13 лет тюрьмы. Но в 2006 году его нашли мертвым в камере в Гааге. Следователи трибунала утверждают, что политик покончил с собой, хотя непонятно, как он смог сделать это в закрытой камере и под постоянным видеонаблюдением.

Следующим актом формирования непризнанных республик в Югославии стала война в Боснии. Там Сербия и Хорватия на равных пытались создавать собственные образования и через них расширять свою территорию. Интересно, что их лидеры с обеих сторон также были обвинены в военных преступлениях и получили тюремные сроки.

Первым примером может служить Республика Герцег-Босна. Она была создана в 1991 году, когда война между Белградом и Загребом только начиналась. В Загребе решили образовать независимое государство на территории Боснии. Оно использовало валюту Хорватии и руководство велось оттуда, но при этом Герцег-Босна могла вести войну с сербами, не ставя Загреб под санкции ЕС или США.

Политики республики активно содействовали хорватской армии в ходе наступления в Боснии и боёв за важные города этого региона. Эксперты считают, что если бы не американское вмешательство, то хорваты и сербы могли бы разделить Боснию на две части, и на основе Герцег-Босна была бы создана хорватская Босния – конечно, после того, как оттуда изгнали бы сербов.

Но в 1994 году Загреб под давлением Запада согласился упразднить эту республику и передал все её земли в состав нового государства – Боснии и Герцеговины. А лидеры Герцег-Босны после угроз Брюсселя, а также увещеваний Папы Римского Иоана Павла IIотошли от политики. К 2000 году, когда начался трибунал по войне в бывшей Югославии, многие из них уже умерли. Но некоторые предстали перед судом и получили длительные сроки заключения за военные преступления.

Сербы, в свою очередь, создали в Боснии Республику Сербскую. Её первым президентом стал врач-психиатр Радован Караджич. В ходе войны в Боснии он, а также генерал Ратко Младич, проводили этнические чистки. Их, в частности, обвиняют в организации массовых убийств мусульман в городе Сребреница.

После войны обоих лидеров долго разыскивали и только к 2011 году смогли арестовать по анонимному доносу. Сейчас их обоих судит трибунал в Гааге. А сама Республика Сербская осталась в составе Боснии и Герцеговины. Хотя политики этой страны признают, что сербы имеют право выйти из их состава и пользуются широкой автономией.

В последние годы в Боснии и Герцеговине всё чаще говорят, что формат этой страны, установленный западными странами в 1995 году, не оправдал себя. Сейчас там есть политические силы, которые хотят восстановить как Герцег-Босну, так и Республику Сербскую. Это может стать толчком к очередной войне – а значит, к появлению новых непризнанных республик и их новых лидеров.

korrespondent.net

Хочешь узнать больше - читай отзывы

← Вернуться на предыдущую страницу

Читайте также:

Дружина Остапчука вимагає від МОН звільнити працівницю за хейтерський коментар у свій бік 26 апреля 2024

Не секрет, що не лише селебрітіз, а і члени їхніх сімей нерідко стають цілями для атак хейтерів. Не є винятком і третя дружина шоумена Володимира Остапчука, Катерина.

Співачка Lama стала обличчям нового кампейну українського бренду Rikky Hype 26 апреля 2024

Співачка Lama стала обличчям нового кампейну українського бренду Rikky Hype.

Вагітна Онуфрійчук розказала про стереотипи, партнерські пологи та чому не купує одяг для майбутніх мам 26 апреля 2024

Колишня телеведуча Іванна Онуфрійчук, яка скоро вперше стане мамою, розказала про стереотипи щодо вагітності, з якими їй довелося стикатися.

 

Вас могут заинтересовать эти отзывы

Відзив 5.0
Відзив

Отзывов: 2

Каталог отзывов





×

Выберите область поиска

  • Авто
  • Одяг / аксесуари
  • Роботодавці
  • Інше