9 сентября 2011
Стремление к комфорту в собственном доме неизбежно. Одна из важных составляющих частей современного дома: аудио- и видеотехника. Но сегодня "для полного счастья" уже недостаточно переносной магнитолы и простого видеоплейера, подключенного к телевизору "Электрон". Настоящего удовольствия от цифровых компакт-дисков и от современных кинофильмов, насыщенных спецэффектами, на такой технике не получишь. Поэтому в последние годы в обиход устойчиво вошло выражение "домашний кинотеатр".
Этим термином обозначается набор высококачественной аудио- и видеоаппаратуры, специально подобранный и объединенный в единый комплекс, который позволяет с максимальным комфортом слушать аудиозаписи и создает полномасштабный "эффект присутствия" при просмотре кинофильмов:
- колонки, расставленные по периметру комнаты, соединенные специальным кабелем, создадут потрясающую достоверность звуковых эффектов и сделают иллюзию полной. В таком сочетании даже старые и, казалось бы, давно знакомые фильмы, предстанут перед вами в новом свете.
- AV ресивер «окружающего звука», который распределяет звуки, рождающиеся то в одной, то в другой колонке для создания ощущения, что это вы находитесь там, за мерцающей гранью экрана, в самой гуще событий (обычно входит в DVD плеер).
- экран домашнего кинотеатра, которым может быть как телевизор 29 дюймов или больше, так и проекционный телевизор или экран для проектора. ЖК телевизор большой диагонали или плазменная панель с богатой цветовой палитрой позволит вам насладиться великим разнообразием цветов и оттенков, которыми славится современная киноиндустрия.
- DVD проигрыватель — устройства для чтения DVD-дисков. Это даст возможность просматривать фильмы в самом качественном на сегодняшний день видео формате DVD. Кроме того, теперь есть возможность сохранять любимые фильмы на DVD-дисках, а также наслаждаться хорошей музыкой, при этом высокое качество вашей стереосистемы придаст ей поистине волшебное звучание. Полезно также иметь возможность считывания аудио файлов, так как качественная музыка с возможностью прослушивания на домашнем кинотеатре – это функция, которая не может не радовать.
- Видеомагнитофон при желании дополнит домашний кинотеатр возможностью просмотра VHS кассет.
Так уж исторически сложилось, что в кино, а затем и на телевидении звук был второстепенен. В эпоху немого кино герои восполняли отсутствие звука усилением жестикуляции, утрированием всех видимых элементов и простотой сюжета. Тогдашней публике хватало таперского звукового сопровождения из набора нейтральных мелодий.
Но и после прихода звука в кинематограф сохранилась тенденция воспринимать кино больше на взгляд, чем на слух. Даже в музыкальных комедиях 30-40-х годов качество звука несоизмеримо ниже качества изображения. Появляется цвет, совершенствуется пленка, рождается телевидение, а звук остается практически тем же. Это особенно обидно для большой части людей, которые психологически лучше воспринимают звуковую информацию.
В реальной жизни звук окружает нас со всех сторон. Чтобы передать этот эффект в записи, сначала в кинематографе был использован стереоканал, известный нам по домашней стереоаппаратуре. Это был значительный шаг вперед, зрители смогли следить за перемещением объектов не только в зрительной, но и в звуковой среде. Диалог персонажей подчеркивался тем, что речь доносилась с той стороны, где говорящий персонаж находился на экране.
Основной недостаток стереозвука - ограниченная зона проявления стереоэффекта. Зрители, имевшие несчастье купить билеты на боковые места, слышат только колонку своего направления. А в повседневной жизни звуки доносятся до нас со всех сторон, создается впечатление объема, то есть звук мы воспринимаем в трех измерениях, или, говоря на современном сленге, нас окружает звук 3D.
На рубеже 70-80-х в кино утвердилась четырехканальная система: левый, центральный и правый фронтальные и тыловой каналы, придающие звуку 3D-свойства. Центральный канал обеспечивал звуковой комфорт зрителям, сидящим вне центра зрительного зала, то есть не в зоне лучшего восприятия стереоэффекта. С этого времени начинается эпоха "долбанного" кино - кино, озвученного по методике и стандартам американской компании Dolby Laboratories.
К настоящему моменту массовому покупателю предлагаются два стандарта звуковой информации и аппаратуры для ее воспроизведения. Эти системы называются Dolby Sourround ProLogic, Dolby Digital, DTS, MPEG-2 Audio и новейший формат THX Surround EX, а также многие их производные. Все они, за исключением THX Surround EX(семи канальная акустика) предполагают использование пяти источников звука: левый фронтальный - центральный - правый фронтальный - правый тыловой - левый тыловой. У системы Dolby Sourround ProLogic два тыловых канала - синхронные, а в формате Dolby Digital - независимые. Также у Dolby Digital есть более совершенный формат Dolby Digital Surround EX с дополнительным тыловым каналом. Независимость двух тыловых звуковых потоков обеспечивает более реальную картину происходящего за спиной зрителей. Подготавливая саундтрек в формате Dolby Digital, звукорежиссер обладает большим простором для эксперимента и имеет возможность полнее реализовать свои творческие планы.
Дополнительно комплект домашнего кинотеатра предполагает использование низкочастотного сабвуфера - шестой (или восьмой!) колонки, призванной воспроизводить низкочастотные составляющие звукового сопровождения. Сабвуфер позволит вам ощутить весь ужас колебания почвы под ногами во время геологической катастрофы или техногенной катастрофы, но не в этом его сила! Теперь вы сможете получить удовольствие от теплого и бархатистого звука контрабаса или бас-гитары при просмотре или прослушивании любимого концерта.
Компания Dolby тщательно отслеживает правильность установки своего товарного знака и соответствие товара своим стандартам. Приобретая видеофильмы и оборудование для домашнего кинотеатра, вы сможете легко разобраться с выбором. Обнаружив значки DOLBY SURROUND PRO-LOGIC и DOLBY DIGITAL, вы можете быть уверены, что купленная вами аппаратура предназначена именно для воспроизведения трехмерного звука форматов фирмы DOLBY.
Так что же все-таки такое домашний кинотеатр? Коротко - это новые 90% информации, которые теряются при привычном просмотре телепередачи или через видеоплеер с одноканальным звуком или через DVD, но со звуком проходящим через колонки телевизора. Это все прелести дорогого кинотеатра, сочетаемые с комфортом собственной квартиры, где просмотр любого фильма не прерывается каждые пять минут неуместными рекламными блоками. Киносеанс можно сочетать с любимым напитком, как в дорогом клубе, однако никуда ехать для этого не надо. Это лучший способ проведения досуга для всей семьи, просмотра индивидуального или в большой компании.
Сразу хотим сказать, что потребителям, не предъявляющим повышенного требования звуку вполне подойдет почти любой из современных комплектов типа «домашний кинотеатр» (DVD с ресивером «окружающего звука» и акустической системой). И обращать в этом случае надо в первую очередь на материал акустики (желательно дерево, особенно для сабвуфера), а также на мощность звучания колонок и низкочастотного звука. Более широко о параметрах в первую очередь характеризующих домашний кинотеатр опишем ниже. DVD плеер и телевизор, как необходимые составляющие полноценной системы приобретаются отдельно и описаны нами в статьях «Как выбрать DVD» и «Как выбрать телевизор», а мы сосредоточимся на акустической системе.
Мощность
Это диапазон подводимой мощности для пассивных, и мощность встроенного усилителя для активных колонок. Единица измерения мощности — Ватт. Недостаток мощности усилителя сказывается как на громкости, так и на динамике воспроизведения. Однако выходная мощность усилителя не должна быть выше, чем мощность акустики, так как это может привести к механическому повреждению динамиков. Если исходить из размеров помещения, то для комнаты, не превышающей 12 м2, достаточно акустической системы мощностью 15-25 Вт (на канал). Если размеры помещения 12-20 м2 то лучше ориентироваться на мощность 25-50 Вт (на канал) Если размеры 20-30 м2, то и мощность желательно должна быть выше 50 Вт. Для большого помещения (больше 30 м2) необходима акустика мощностью 100 Вт и более на один канал сателлита (колонки).
Чувствительность
Чем выше чувствительность системы, тем более громкий звук она способна выдать при заданной мощности. Используя акустику с высокой чувствительностью, можно иметь не слишком мощный усилитель, и наоборот. Значение 85 дБ/Вт/м, к примеру, означает, что эта система способна создать звуковое давление 85 дБ на расстоянии 1 метр от динамика мощностью 1 Ватт. Чувствительность обычной акустики лежит в пределах от 84 до 102 дБ. Условно чувствительность 84-88 дБ можно назвать низкой, 89-92 дБ — средней, 94-102 дБ — высокой. Для того, чтобы увеличить громкость в 2 раза, достаточно увеличить чувствительность всего на 1 дБ, тогда как мощность для этого придется увеличить в несколько раз. Вообще, чем выше чувствительность, тем лучше, но следует помнить, что мощный усилитель способен легко повредить чувствительные динамики.
Диапазон воспроизводимых частот
Это область частот, в пределах которой данная система имеет плоскую амплитудно-частотную характеристику, иначе говоря, может достоверно воспроизводить аудиосигнал. Известно, что органы слуха человека воспринимают звук частотой от 20 до 20000 Гц. Однако звуковой сигнал имеет сложную форму, то есть содержит составляющие с различными частотами, в том числе выходящими за пределы слышимого диапазона. Поэтому разработчики, как усилителей, так и акустических систем для максимально точного воспроизведения стараются достичь диапазона частот, выходящего за пределы 20000 Гц. Если в системе планируется использовать сабвуфер (диапазон воспроизводимых частот 2-250 Гц), то частотный диапазон остальной акустики может не охватывать низкочастотный интервал. В противном случае, акустическая система должна воспроизводить весь звуковой диапазон (20-40000 Гц).
Тип корпуса
Выбирая акустическую систему, следует обращать внимание на тип корпуса, которые бывают: закрытого типа, с фазоинвертором, со звуковым лабиринтом. Наиболее простым является корпус закрытого типа, к тому же улучшающий переходную характеристику акустической системы. Однако наличие замкнутого пространства повышает частоту нижнего резонанса, что негативно сказывается на передаче низких частот. Большинство современных акустических систем используют тип корпуса с фазоинвертором.
Материал корпуса
Как правило, используют материал двух типов: пластик или дерево. Пластик - более дешевый материал предполагающий наличие резонансный звучаний, что не очень хорошо отражается на качестве звука. В деревянном корпусе такое явления в значительной мере снижено, поэтому предпочтительнее (особенно для низкочастотного блока), чтобы материал корпуса был дерево.
Тип акустики
Следующее, на что нужно обращать внимание — тип акустики (напольная, полочная). Выбирая напольную акустику, вы, как правило, можете рассчитывать на более глубокий и мощный бас за счет большого объема корпуса. Но по этой же причине, то есть из-за размеров, обеспечить жесткость корпуса напольной колонки намного сложнее, чем полочной. Для увеличения жесткости применяются внутренние перегородки, стяжки, ребра жесткости, необходимо использовать ДСП большой толщины, а это увеличивает вес и стоимость.
Наличие усилителя — активная или пассивная акустическая система
Для того чтобы сделать выбор в пользу того или иного решения, нелишне знать, что у активной акустики каждая полоса частот (то есть, фактически, каждый динамик) усиливается отдельным усилителем, а разделительные фильтры активные и стоят на входе усилителей, а не на выходе.
Отсюда вытекают следующие преимущества активных акустических систем для домашнего кинотеатра:
Активный фильтр легче отрегулировать, чем пассивный. Поэтому в условиях серийного выпуска он обеспечивает лучшее качество фильтрации
Динамики подключают непосредственно к усилителям, что обеспечивает лучшее качество звучания
У активных систем, как правило, более широкий диапазон воспроизводимых частот
Активные колонки имеют регулятор громкости, что повышает удобство эксплуатации
Пассивная акустика всегда требует наличия внешнего усилителя.
Рекомендации для тех у кого много денег или очень хороший слух
Ниже приведены рекомендации для меломанов и просто любителей качественного звука по подбору Hi-Fi комплектов с раздельным усилителем и набором колонок, как уже говорилось выше «бюджетные» модели домашних кинотеатров имеют встроенный ресивер в DVD обеспечивая при этом довольно приличное качество звука для 95% населения без четко выраженных аудиофильских склонностей.
Сначала — усилитель (ресивер)
Выбрать недорогой Hi-Fi-усилитель (или AV-ресивер) можно, предъявив к нему четыре элементарных требования.
Первое: минимально допустимая нагрузка должна быть не 8 (или 6), а — 4 ома. В этом случае вы не будете связаны какими-либо ограничениями по допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны акустических систем (АС). Полное сопротивление АС (импеданс) принято указывать в виде числа из ряда 2, 4, 6, 8, 16 Ом. Чаще всего встречается 4-, 6- или 8-омная акустика, хотя, строго говоря, импеданс меняется от частоты и может падать до 1–2 Ом (обычно в НЧ-области) или, наоборот, взлетать до 30–50 Ом. Представляется, что безопасность работы усилителя должна быть на первом месте. Если его выходной каскад по каким-либо причинам выйдет из строя и возникнет необходимость обращаться в сервисный центр, то в проведении гарантийного ремонта вам могут отказать на основании нарушения правил эксплуатации. Поэтому лучше, если ваш избранник (стереоусилитель или AV-ресивер) будет «официально» готов к работе с минимальной нагрузкой 4 ома, что косвенно свидетельствует о качестве блока питания.
Второе: максимальная выходная мощность должна соответствовать... размеру помещения. Например, величина 30–50 Вт на канал прекрасно подойдет для комнаты площадью 12–15 кв. м. Для жилища в 20–30 «квадратов» такая мощность при определенных условиях может показаться скромной (крайне нечувствительная акустика, страсть к концертному уровню звучания). Чтобы не выкручивать до предела регулятор громкости и не испытывать по этому поводу комплексов неполноценности, запас мощности не помешает. Есть и более серьезный резон: работающий на пределе возможностей усилитель — потенциальный источник нелинейных искажений, связанных с появлением высших гармоник, которые, в свою очередь, увеличивают риск погубить ВЧ-динамики. Значит, полезно брать аппарат помощнее, например, по 100–120 Вт на канал. А как же — колонки? Не надо пугаться этой цифры, даже если акустика рассчитана на меньшую мощность, просто старайтесь, что называется, контролировать процесс.
Третье: приличный усилитель обязан иметь выходные винтовые клеммы для всех каналов, а не отверстия с пружинными защелками для кабелей. Эта нехитрая деталь конструктивного оформления указывает на уровень претензий самого разработчика. Известно, что при выпуске массового товара счет идет по каждому элементу. Например, лицевая панель из металла, а не из пластика, тяжелый трансформатор и могучие радиаторы охлаждения выходных транзисторов (не микросхем!) в определенном смысле служат признаком Hi-Fi-класса.
Четвертое: не всегда следует безоговорочно стремиться приобрести самую новую модель. Зачастую усилитель, пролежавший на складе год-другой, серьезно дешевеет без всякого ущерба для качества. После первого включения питания достаточно оставить аппарат на пару часов под током без подачи сигнала, чтобы утечка электролитических конденсаторов снизилась до нормы. Устаревшая модель AV-ресивера — другое дело; здесь надо точно знать, какие декодеры многоканального звука вам нужны, а какие — нет.
Вы спрашиваете, а как же многочисленные технические параметры, напечатанные мелким шрифтом на последней странице инструкции по эксплуатации? Подавляющее большинство современных усилителей бюджетного класса имеет очень близкие характеристики, что существенно упрощает проблему выбора. Конечно, если на усилитель предполагается потратить совсем «другие» деньги, то и размышлять придется дольше. И последнее: некоторые с виду малосущественные детали могут сильно повлиять на ваш выбор, например соображения эстетического плана. Подумайте, нужен ли вам пульт дистанционного управления, вход для подключения проигрывателя виниловых грампластинок или выход предусилителя?
Приятного Вам прослушивания!
Чтобы узнать больше, читай отзывы
byttehnika.dn.ua
← Вернуться на предыдущую страницу
Анджеліна Джолі у золотистій сукні попозувала на премії з молодшим сином від Бреда Пітта. Фото 19 ноября 2024
Голлівудська актриса Анджеліна Джолі у неділю 17-го листопада з'явилася на церемонії нагородження Governors Awards не сама. Її супроводжував 16-річний син від Бреда Пітта Нокс.
Samsung придумала, як зробити смартфони тоншими - представлена перископічна камера ISOCELL ALoP 19 ноября 2024
Samsung придумала, як зробити смартфони тоншими - представлена перископічна камера ISOCELL ALoP
Кефір на ніч - користь і шкода ідеального продукту 19 ноября 2024
Кефір на ніч - користь і шкода ідеального продукту