15 ноября 2018
Прежде чем роботы продолжат отнимать у нас рабочие места, изначально предназначенные для людей, им придется ещё кое-чему научиться. Например, поддерживать светскую беседу. Немногие из нас хотели бы, чтобы роботы освоили эти навыки.
Конечно, риск того, что произойдет полная автоматизация вашей области, и люди-работники в ней больше не будут нужны, зависит от рода вашей деятельности. Для многих это уже стало печальной реальностью – преимущественно там, где цель работы состоит в устранении человеческого фактора и повышении производительности.
Однако для того, чтобы искусственный интеллект отхватил ещё больший кусок пирога на рынке труда, машинам придется научиться вести себя более «по-человечески». А это значит, что им придется поработать над одним ключевым навыком: навыком ведения светской беседы.
Социолингвисты из Университета Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия) , участвующие в проекте «Язык общения на рабочем месте», обнаружили, что люди естественным образом переключаются с «делового» разговора (такого, как, например, обсуждение рабочей задачи) на «интеракциональный» (когда вы, например, подбадриваете уставшего коллегу, проявляете участие) и обратно. Мы совершаем такие переключения в процессе общения с нашими коллегами все время, даже не замечая этого. Это лежит в основе человеческой коммуникации.
К настоящему моменту, такая гибкость мышления неподвластна машинам – созданным для систематического и безупречного выполнения одного вида задач. И, согласно Джефри Хинтону, эксперту в области компьютерной техники, она не будет им подвластна, пока их нейронные сети в 1 миллиард синапсов численно не приблизятся к 1 триллиону синапсов мозга человека.
Так или иначе, на сегодняшний день, согласно Роберту Стивенсу, одному из основателей assi.st (лидер в бизнес-сообщении и производстве ботов; в числе клиентов — Fandango, 1-800-Flowers и Hyatt) техника, наилучшим образом продуманная для того, чтобы вытеснить с рынка труда человеческую рабсилу, все еще находится на «начальной стадии». Он подчеркивает, что когда дело доходит до группового чата, компьютеры пока не в состоянии отличить беседу между людьми от инструктажа бота человеком.
Стивенс считает, что роботы на рынке труда полезны скорее «прогнозированием, чем автоматизацией процессов». Они освобождают человека от принятия части наиболее рутинных решений. Это как раз те вещи, которыми занимается, например, Google for Work, предвидя не такое уж отдаленное будущее рынка труда, где наши смартфоны выполняют работу личных помощников, автоматически составляющих наши расписания, сбрасывающих нам напоминания, заказывающих для нас такси и в один момент доставляющих для нас документы.
Однако, по мнению Стивена, неважно, насколько хорошо компьютеры преуспеют в этом, поскольку многие люди совершенно не хотят видеть в лице компьютера «болтливого собеседника». Светские беседы со смартфонами (или с любыми другими девайсами, которые придут им на смену) лишь усложнят нашу жизнь. Такие технологические компании, как Google, создающие средства искусственного интеллекта для рабочего места, это, кажется, понимают.
Эта идея уже довольно крепко укоренилась в умах. В своей книге «Светские беседы» Джастин Купленд из Университета Кардиффа отмечает, что клиенты банка предпочитали пользоваться компьютерами, чтобы получить обслуживание быстро и эффективно, и при этом они не пытались сделать вид, что компьютеры подобны человеку. Компьютеры были использованы для сугубо деловых задач, а не для общения.
Купленд пишет:
«Естественность – это не абсолютное, но возникающее в процессе свойство контекста диалога».
Другими словами, во многих ситуациях человек может обойтись и без него и часто именно так и поступает. Купленд, в ходе своего исследования, обнаружила, что в то время, как люди, говорящие по телефону с представителями компаний в лице людей охотно подключались к светской беседе, создавая дружелюбную обстановку, которая может улучшить их представление о собеседнике, беседуя с компьютером, многие находят это
«…в лучшем случае неуместным, в худшем – препятствием для достижения цели».
К тому же некоторые разработки в области искусственного интеллекта могут быть результатом реализации других точек зрения. Как написала Кейси Ньютон в The Verge, взяв интервью, посвященное приложениям и услугам в области искусственного интеллекта, у Сатии Наделы, главного исполнительного директора Microsoft,
«…на данный момент решение насчет ботов и искусственного интеллекта обусловлено скорее желанием индустрии разработать прибыльную новую платформу, чем потребительским спросом на услуги, которые они могут предоставить».
Параллельно со спросом на эффективные, деловые, способные к прогнозированию инструменты для работы растет и потребность в навыках, которые мы, очевидно, не хотим видеть у роботов.
Работодатели говорят, что они отчаянно, как никогда раньше, ищут кандидатов с превосходными «навыками межличностного общения», и обеспокоенны тем, как много современных выпускников школ и колледжей этими навыками не обладают. Эмоциональный интеллект находится среди наиболее быстро развивающихся рабочих навыков. Некоторые эксперты говорят, что обладание способностью взаимодействовать и быть хорошим слушателем может спасти вас от сокращения и продвинуть по карьерной лестнице в следующем десятилетии — в то время, как автоматизация продолжит ускоряться.
И неудивительно. Согласно психологам, светские беседы, даже сплетни (до некоторой степени) объединяют людей и повышают взаимное доверие. Такая болтовня – важный кирпичик рабочей культуры и она имеет чрезвычайное значение для продуктивности работников, по крайней мере, пока «работник» означает «человек».
Так что прежде чем роботы смогут окончательно вытеснить человека из целых областей, им нужно будет научиться во время работы с нами быть к нам гораздо ближе, а значит и походить на нас гораздо сильнее – а этого разработчики, как и простые люди, совершенно не хотят. И даже если бы хотели, препятствия на пути к созданию искусственного интеллекта, более приближенного к человеческому, сложны и их великое множество. Как Шерон Швайтцер и я объясняем в нашей книге «Доступ к Азии», то, как мы мыслим, чувствуем и ведем себя, очень далеко от чего-то универсального. Возьмем, например, Японию – лидера не просто в роботостроении и разработке искусственного интеллекта, но в частности в создании человекообразных роботов.
Лишь в немногих других странах роботы в роли регистраторов, нянь и компаньонов используются так активно. Но вероятно этот успех, по большей части, обусловлен демографическими и культурными условиями, которые не так-то легко будет воспроизвести где-либо еще, в особенности на рабочем месте. Дело в том, что в Японии самый высокий процент людей, которым за 60, и довольно жесткая иммиграционная политика, что существенно повышает спрос на технологии для пополнения персонала по уходу за людьми.
Возможно, следует еще учесть влияние философии синтоизма. Вот как это объясняет один из антропологов Университета Мичигана:
«В современной западной культуре принято считать, что живое обладает душой, а неживое ей не обладает. Для представителей японской культуры это разграничение не так явно».
Дело в том, что мы можем ошибаться, рассматривая опасность автоматизации, как глобальную неизбежность, в то время, как культурные и другие особенности делают ее чем угодно, кроме этого. Как сказал Кен Андерсон, этнограф из Intel, журналу The Atlantic в 2013 году, технологические компании в целом находятся в большей опасности оторваться от своих покупателей, чем другие компании. Мы привыкли думать, что люди хотят того же, что и мы, а это не всегда так.
Замена работников-людей машинами потребует решения этих вопросов, которые нельзя просто так обойти. Чтобы выполнять новую работу эффективно, нашим будущим роботам-коллегам будет нужно научиться беседовать с нами очень приближенно к тому, как мы беседуем между собой. Эта перспектива кажется очень отдаленной, несмотря на натиск инноваций, к которому мы уже привыкли. Несомненно, процесс автоматизации продолжится, но есть шансы, что она не примет неблагоприятные для нас формы, как в случае со светскими беседами, часто по причинам, размышлять о которых у нас едва ли найдется время.
Хочешь узнать больше - читай отзывы
← Вернуться на предыдущую страницу
Журналістка висміяла курс з етикету Ольги Фреймут, який придбала за пʼять тисяч грн 23 ноября 2024
Журналістка висміяла курс з етикету Ольги Фреймут, який придбала за пʼять тисяч грн: чого навчає головний "Ревізор" країни Колишня ведуча рекомендує учням "молитися"
Шматок Марса, що давно впав на Землю, пролив світло на історію води на Червоній планеті 23 ноября 2024
Шматок Марса, що давно впав на Землю, пролив світло на історію води на Червоній планеті.
Віра Брежнєва вперше заговорила про новий роман та гірко розплакалася через розлучення з Меладзе 23 ноября 2024
Віра Брежнєва вперше заговорила про новий роман та гірко розплакалася через розлучення з Меладзе Співачка боялася, що більше не зможе закохатися